Минфин модернизирует контроль РОКС, открывая новые перспективы для РЖД и госстроек

Дата:

Инновационный подход Минфина к строящимся объектам с бюджетным участием

Минфин модернизирует контроль РОКС, открывая новые перспективы для РЖД и госстроек-0
Фото: kommersant.ru

Государство наращивает прозрачность при реализации строительных проектов за счет финансирования из федерального бюджета. Министерство финансов инициирует масштабные изменения, направленные на увеличение охвата реестра объектов и внедрение мониторинга процесса возведения или модернизации капитальных сооружений в реальном времени. Такая политика обещает повышение эффективности вложений бюджета, минимизацию неэффективных трат и формирование современного подхода к государственной стройке.

РОКС и системный учет: переход к цифровому контролю

С недавнего времени в России действует обновленный механизм управления государственными инвестициями. Вместо устаревшей федеральной адресной инвестиционной программы внедрён централизованный Реестр объектов капитального строительства (РОКС), в который вносятся все проекты, финансируемые государством. Этот технологичный реестр взаимодействует с автоматизированной системой, непрерывно отслеживающей темпы и этапы реализации строек. Благодаря такому подходу стало возможным своевременно выявлять риски задержек, увеличения стоимости и реагировать на возникающие трудности, перераспределяя ресурсы между проектами по мере необходимости.

По словам представителей Минстроя, в реестре отражаются как федеральные, так и региональные объекты, а в некоторых случаях — здания и сооружения, принадлежащие государственным или частным юридическим лицам, включая крупнейшие госкомпании и корпорации.

С 2026 года — к полному охвату строек

Предложения Минфина предполагают, что с 2026 года мониторинг перестанет быть ограниченным только объектами из реестра. На практике это означает, что контроль будет осуществляться даже там, где финансирование происходит из федерального бюджета в обход РОКС. Все данные об объектах государственных инвестиций, независимо от их статуса в реестре, предполагается аккумулировать в системе «Электронный бюджет».

В настоящее время отдельные категории проектов, например транспортные узлы, туристические объекты, автодороги, а также строения, приобретаемые по договорам лизинга за счет госсредств, не включаются в реестр. Исключены из него также зарубежные стройки. Однако уже в 2026 году автодороги, объекты железнодорожного транспорта (в том числе проекты РЖД) и туристические проекты должны быть учтены в реестре и подвергнуты мониторингу наравне с остальными. Это расширит возможности для контроля и повысит эффективность освоения бюджетов.

Инвестиционный потенциал: новые горизонты

Реализация такого масштабного цифрового контроля сопровождается дальнейшей модернизацией управления инвестиционными потоками. Даже инвестиции в зарубежные проекты, оставшиеся вне формального реестра, планируется отслеживать с применением новых подходов. Минфин оценивает общий объем федеральных вложений в крупные проекты за 2025–2027 годы в 3,2 трлн рублей, при этом на объекты вне реестра приходится около 10% от этой суммы — это убедительно свидетельствует о масштабах реформы.

Эффективность управления: курс на устранение незавершенных строек

В последние годы государство активно противостоит проблеме долгостроев и незавершенных объектов. После тщательно проведенной инвентаризации создан отдельный реестр для подобных строек. В перечень попадают все незавершенные проекты, которым назначается дальнейшая судьба: завершение, консервация или списание. Этот подход показывает положительные результаты и способствует более рациональному использованию государственных средств.

Введение расширенного мониторинга укладывается в общий курс на совершенствование строительной сферы с участием государства. Шаги по контролю и цифровизации — лишь продолжение системной работы по наведению порядка и увеличению отдачи от каждого вложенного в создание инфраструктуры рубля.

Экспертное мнение и синергия с крупными госкомпаниями

Известный эксперт в вопросах пространственного анализа и региональной диагностики, Дмитрий Землянский, подчеркивает, что современный формат ведения РОКС уже демонстрирует ощутимый эффект. Регулярное обновление данных позволяет фиксировать изменения стоимости и сроков, снижая риск появления долгостроев и незаконченных проектов. Специалисты считают нововведения Минфина принципиально важными. Кроме того, акцент делается на необходимости согласования между бюджетными инвестициями и инвестиционными программами естественных монополий, таких как РЖД. Именно интеграция между государственными и корпоративными стратегиями позволит добиться нового качества в управлении инфраструктурными мегапроектами.

В целом запланированные меры открывают перспективы для создания современной, эффективной инфраструктуры, где каждый этап контролируется на всех уровнях — от идеи до реализации. Минфин, работая совместно с Минстроем и крупнейшими участниками строительного рынка, такими как РЖД, выступает локомотивом позитивных перемен, предлагая прозрачные технологии, ориентированные на будущее страны.

Источник: www.kommersant.ru

Поделиться:

Разное