
Первые упоминания о пасхальном зайце
Пасхальный заяц — один из самых узнаваемых символов весеннего праздника Пасхи. Однако его история полна загадок и споров. Изначально в весенних обрядах участвовали не кролики, а именно зайцы. Их ассоциировали с языческой богиней весны, существование которой, как выясняется, весьма сомнительно.
Сегодня пасхальный заяц представляется волшебным существом, приносящим детям разноцветные шоколадные яйца. Несмотря на то, что в наше время его чаще называют кроликом, самое раннее письменное упоминание относилось именно к зайцу. Так, в эссе 1682 года «О пасхальных яйцах» немецкий врач Георг Франк фон Франкенау описывает народный обычай, в котором дети искали яйца, будто бы отложенные зайцем. По сути, это была ранняя форма современной «охоты за пасхальными яйцами».
Кроме того, в Европе существовали и другие пасхальные традиции, связанные с зайцами. Их не только изображали, но также ели и даже устраивали охоты. Например, в Англии в 1620 году существовал обычай, согласно которому молодым людям из прихода полагалась награда — «телячья голова, сотня яиц на завтрак и четыре пенса». Это было при условии, что до часу дня в пасхальный понедельник они доставят пойманного зайца местному священнику. Таким образом, историческая связь зайца с Пасхой имеет глубокие корни. Но где же именно начинается эта традиция?
Народное происхождение Остары
Наиболее распространённая версия связывает пасхального зайца с богиней весны по имени Остара. Согласно легенде, ей поклонялись германские племена. Однажды Остара спасла раненую птицу, превратив её в волшебного зайца. Этот заяц, сохранивший способность откладывать яйца, каждую весну приносил их в дар — как знак благодарности богине.
Однако, как подчёркивает Стивен Уинник, фольклорист из Центра народной культуры Библиотеки Конгресса США, достоверных древних источников, упоминающих эту богиню, не существует. По его словам, «богиня по имени Остара вовсе не известна из древних источников».

Современная выдумка с древним обликом
На самом деле образ Остары, как выясняется, не имеет древнего происхождения. Стивен Уинник прослеживает его только до 1835 года, когда миф о богине создал Якоб Гримм — известный филолог и фольклорист, один из братьев Гримм. Он вдохновился трудами англосаксонского монаха Беды Достопочтенного, жившего в VIII веке. Тот упоминал богиню весны по имени Эостре, чей праздник совпадал с весенним равноденствием.
Гримм предположил, что у германцев существовала аналогичная богиня, и дал ей имя Остара. Он также выдвинул гипотезу, что христианская церковь переняла языческий праздник и сохранила его название — Пасха (Easter).
Связь между Остарой и зайцами появилась ещё позже — в 1874 году. Тогда немецкий учёный Адольф Хольцман предложил эту версию, пытаясь объяснить происхождение традиций, связанных с пасхальным зайцем. Однако, как подчёркивает Уинник, «существование культа Остары в Германии — лишь гипотеза фольклориста, а её связь с зайцами или кроликами — ещё более натянутая».
Тем не менее, уже в XIX веке идея о связи между Остарой, Пасхой и зайцем получила широкое распространение. С тех пор она прочно укоренилась в европейской культуре и дошла до наших дней.
Заяц как весенний символ
Хотя до работы Гримма никаких упоминаний Остары не обнаружено, исследователи допускают, что богиня Эостре действительно существовала. Возможно, её почитали как местное божество весны в южной и восточной частях англосаксонской Британии. Однако ни одного достоверного свидетельства того, что её связывали с зайцами, обнаружено не было.
В то же время, заяц играл важную роль в других дохристианских религиях. Например, его считали священным животным римской богини охоты Дианы и кельтской богини войны и плодородия Андрасте. Археологические находки — такие как амулеты с изображениями зайцев — подтверждают это.
Кроме того, данные зооархеологии показывают, что в некоторых культурах зайцев избегали употреблять в пищу. Это указывает на их ритуальное значение. Известны и следы участия зайцев в обрядах плодородия.
По мнению специалистов, связь зайцев с весной объясняется не только символически, но и биологически. Благодаря высокой плодовитости эти животные стали естественными символами возрождения и нового цикла природы. Как отмечает Стивен Уинник, заяц — это не просто культурный символ. «Эта связь обусловлена не только традицией, но и самой природой». То же самое касается яиц, цветов и других символов весны.
Таким образом, неудивительно, что разные культуры — независимо друг от друга — выбирали одни и те же образы для весенних ритуалов. Пасхальный заяц стал универсальным носителем весеннего настроения и надежды на обновление.

А при чём здесь остров Пасхи?
Несмотря на схожее название, остров Пасхи напрямую не связан с христианским праздником. Однако он получил своё имя именно благодаря Пасхе. Этот удалённый остров в южной части Тихого океана был открыт европейцами в Пасхальное воскресенье — 5 апреля 1722 года. Голландский мореплаватель Якоб Роггевен стал первым европейцем, ступившим на берег. В честь дня открытия он и назвал его «Пасхальным островом».
Таким образом, хотя остров и не имеет отношения к крашеным яйцам, кроликам и другим пасхальным символам, он всё же увековечил праздник в географическом названии. И это — ещё одно напоминание о том, как религиозные и культурные события могут оставить след даже на карте мира.
От мифов к символам
После анализа мифов и гипотез о пасхальном зайце, стоит обратить внимание на не менее важный элемент Пасхи — яйцо. На протяжении тысячелетий оно символизировало зарождение жизни, обновление и воскресение.
Во многих культурах яйцо рассматривалось как первооснова мира. В Древнем Египте существовало представление о «космическом яйце», из которого появился мир. А в Китае уже более 5000 лет назад в начале весны было принято дарить раскрашенные яйца.
Христианская традиция также переняла этот символ. Яйцо стало метафорой воскресения: как из яйца рождается новая жизнь, так и Христос восстал из гроба. В православной церкви яйца принято окрашивать в красный цвет — он символизирует кровь Христа, пролитую на кресте.
Поэтому яйцо объединяет в себе сразу несколько уровней смысла: жизнь, смерть и возрождение. В этом его сила как универсального символа весенних праздников, в том числе и Пасхи.