В университете Каролинска исследовали связь между школьной травлей и ОКР

Дата:

Новый взгляд на школьную травлю и ее влияние на психику

В университете Каролинска исследовали связь между школьной травлей и ОКР-0
Фото: gazeta.ru

Долгое время считалось, что последствия буллинга в школе могут стать причиной различных психических расстройств, включая обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Однако исследование специалистов Университета Каролинска ставит под сомнение столь прямую причинно-следственную связь. Работы шведских ученых дарят надежду и поддерживают оптимистичный подход — вероятность развития ОКР, возможно, больше связана с наследственностью, чем с самим негативным опытом школьной травли.

Сотрудники ведущего научного центра собрали уникальные данные о 16 000 близнецов, родившихся в Швеции в период с 1993 по 2006 гг. Все они в возрасте 15 лет проходили анонимное анкетирование, оценивающее наличие буллинга в их жизни. Спустя несколько лет, в 18 и 24 года, участники снова отвечали на вопросы о психологическом здоровье, а также проводился анализ официальной истории медицинских диагнозов. Такой подход позволил проследить долгосрочные последствия школьной травли и выявить возможные взаимосвязи с развитием ОКР во взрослом возрасте.

Результаты оказались неожиданными. На момент достижения 24 лет диагноз ОКР получили примерно 0,9% опрошенных. Примечательно, что среди них негативный опыт травли в 15 лет встречался чаще — примерно втрое по сравнению с ровесниками без подобных воспоминаний. Казалось бы, результаты подтверждают давние опасения, но дополнительный статистический анализ вскрыл важные нюансы.

Генетика вместо травли: новый поворот в исследовании ОКР

Интересный факт художественно раскрылся при сравнении двух типов близнецов. Дизиготные (разнояйцевые) близнецы, генетически различающиеся между собой, действительно чаще отмечали связь между школьной травлей и последующим возникновением ОКР. Однако у монозиготных (однояйцевых) близнецов, чей генетический код идентичен, подобная взаимосвязь практически отсутствовала.

Из этого следует вдохновляющее заключение: риск развития симптомов ОКР у пострадавших от буллинга подростков объясняется не только окружением и пережитым давлением, но и биологическими, врожденными особенностями. Генетические факторы могут одновременно делать человека более уязвимым к буллингу и предрасполагать к появлению обсессивно-компульсивных черт. Это по-новому позволяет взглянуть на проблему профилактики и поддержки детей.

Получается, что наследственная предрасположенность играет гораздо большую роль, чем долгое время предполагали. А значит, не обязательно считать травлю прямым спусковым механизмом ОКР. Вместо этого важно учитывать комплексный подход: заботиться о психологической поддержке детей, работать над атмосферой в коллективе и внимательно наблюдать за изменениями в поведении — в особенности, если в семье уже фиксировались случаи ОКР или тревожных расстройств.

Поддержка без излишних страхов: что делать родителям и педагогам

Открытия шведских ученых позволяют развенчать распространенный миф и внести в эту непростую тему больше уверенности и спокойствия. Конечно, буллинг всегда был и остается серьезной проблемой, способной наносить вред чувствительной детской психике. Родители, педагоги и специалисты по-прежнему должны быть внимательны к детям, своевременно замечать признаки травли и обращаться к профессионалам за помощью.

Однако полученные данные показывают, что именно развитие ОКР после буллинга — не единственный и далеко не самый частый сценарий. Семьи могут почувствовать облегчение: наличие травли в прошлом ребенка не обязательно ведет к психиатрическим диагнозам в будущем. Сдержанный и взвешенный подход поможет выбрать правильную тактику — не поддаваться панике, но и не оставлять проблему без внимания, создавая максимально благоприятную и поддерживающую среду для ребенка.

Таким образом, результаты масштабного исследования, проведенного экспертами Университета Каролинска, открывают новую перспективу в области психического здоровья подростков. Они подчеркивают роль наследственности и внушают оптимизм: многие вызовы можно преодолеть, если к ним подходить с заботой и пониманием, а не страхом. Пусть эти знания помогут родителям, учителям и самим подросткам чувствовать себя увереннее и сильнее на пути к благополучию!

Источник: www.gazeta.ru

Поделиться:

Разное