Александр Шилов рассматривает таинственных героев Москвы

Дата:

Путина много спрашивали о личном и о творчестве
Фото: kp.ru

Художник Александр Шилов, народный художник СССР, не случайно с тревогой оглядывается на улицы Москвы. Его галерея напротив Кремля хранит отзвук прошлых эпох, а сам он размышляет о судьбе тех, чьи образы исчезли с московских площадей. Какие памятники могла бы вернуть или обрести столица? Почему одни имена покрываются забвением, а другие вызывают в обществе ожесточенные споры?

Память маршалов: герои Победы без монументов

Пока в соседних странах разрушают монументы советской эпохи, Москва стоит перед вызовом: какова судьба тех, кого современное общество должно чтить? По словам Шилова, столица как воздух нуждается в памятниках прославленным полководцам — обладателям Ордена Победы: Коневу, Рокоссовскому, Василевскому, Жукову. Вместе с ними должен возвыситься и Сталин, окружённый лучшими маршалами — как символ триумфа и трагедии ушедшей эпохи.

Шилов убеждён: образы Победы не только часть общей истории, но и утверждение воли народа. Однако он подчеркивает: каждый памятник должен стать итогом общественного обсуждения. Нужно внимательно слушать город, чтобы на площадях не появлялись очередные противоречивые силуэты, вызывающие раздражение и протесты, а не гордость.

Дзержинский: призрак Железного Феликса возвращается на Лубянку?

Как бы ни был бурен общественный климат, Шилов требует восстановить на Лубянской площади фигуру Феликса Дзержинского — Железного Феликса. Легендарное творение гения Евгения Вучетича, создателя “Родины-матери”, исчезло из московского пейзажа после бурных перестроечных лет.

Для Шилова Дзержинский — не просто символ советской власти; это олицетворение порядка, дисциплины, скрупулёзной борьбы с преступностью и беспризорностью. Его возвращение, указывает художник, должно брошенным вызовом стать уколом памяти даже за пределами России: “Пусть польский народ вспомнит своего земляка, без остатка отдавшего себя советской идее. Пусть видят: история с нами говорит, а не затирается булыжником или равнодушием”.

Призыв к забытому искусству: Брюллов, Иванов и композиторы России

Но не только военные и государственные деятели заботят Александра Шилова. Москва, уверен он, слишком молчалива по отношению к великим деятелям культуры. Где, вопрошает художник, памятники Брюллову и Иванову — гениям живописи XIX века? Они посвятили жизнь возвышению искусства, открыли миру новый взгляд на человека, а их вклад зачастую затмевается суетой столичных будней.

Кроме того, по улицам Москвы должны звучать не только маршевые строи, но и музыка — в буквальном смысле. Композиторы, прославившие Россию — им также не хватает памятных знаков. Возможно, это изменит отношение людей к великолепному наследию страны, позволит вспомнить, что настоящие герои не всегда были замешаны в войнах и интригах.

Иван Грозный и Павел I: фигуры власти, изменившие ход истории

Среди тех, чью память несправедливо обошли стороной столичные скульпторы, Шилов смело называет Ивана IV — Грозного. Этот царь, по его мнению, заслуживает собственного монументального образа: расширение границ, подавление смуты, формирование мощного государства. В его эпоху Россия утвердила себя на политической карте Европы, а крупнейшая на тот момент библиотека страны находилась именно у него.

Павел I — имя, редко обсуждаемое в дневных эфирах. Шилов напоминает: этот император, покоривший своими реформами Европу и своими путешествиями в компании Марии Фёдоровны, стал жертвой политического заговора, инспирированного иностранными силами. Мир должен узнать о жестоком замысле, приведшем к его гибели, и полюбоваться памятником, рассказывающим эту драму.

Будущее московских памятников: вызов времени

Перед столицей стоит загадка: кто достоин быть увековеченным на её площадях, какому прошлому можно доверить будущее? Чьё имя стить бронзой и гранитом, чтобы не только поражать взгляд туриста, но и вызывать отклик у сердца москвича?

Александр Шилов страстно убеждает: художественная память — зеркало общественного выбора. Столица должна осмыслить свою историю, чтобы, глядя на фигуры новых монументов, горожане ощущали не равнодушие, а сопричастность к непростой и славной судьбе России.

Источник: www.kp.ru

Поделиться:

Разное