Всего лишь из-за одного водителя может образоваться многокилометровая пробка на дороге. Один перестроился, второй притормозил, за ним третий… И домой вы будете добираться не час, а два.
Неожиданные причины дорожных заторов
Недавно в Москве были снятые интересные кадры. Двум машинам не хватило считанных сантиметров, чтобы разъехаться, и водители тут же бросились в драку. А в Воронеже из-за ремонта виадук просто встал. Машины почти не двигаются. Водителям остается только ждать, тем более что уже давно привыкли. В пробках умудряются застрять даже велосипедисты.

Когда виноваты не люди, а животные
В ЮАР недавно затор устроили львы. На дорогу выбрался целый прайд. Цари зверей совершенно не обращали внимания на автомобили, хотя, казалось бы, должны их опасаться. А на Аляске на правила дорожного движения наплевал медведь. Животное шагало по дороге с величайшим спокойствием, а за ним тянулась целая вереница автомобилей.

Пробки из-за паники
В сентябре 2005 года в американском штате Техас общая протяженность пробок составила 160 километров. Основные трассы стояли два дня. На штат надвигался ураган «Рита». После урагана власти подсчитали количество жертв. Семеро человек погибли по вине стихии, а еще больше сотни из-за аварий на дорогах и даже отравлений во время эвакуации.
В 2013 году в бразильском городе Сан-Паулу без видимой паники дороги встали – да так, что этот случай стал мировым рекордом. Общая протяженность пробок достигла 309 километров. А все из-за национального праздника независимости, который миллионы жителей решили отметить за городом.

Как Токио избавился от пробок
По улицам Токио машины почти всегда ездят свободно и быстро. Не надо часами стоять и ждать, пока дорога освободится. В городе проживает четырнадцать миллионов человек. На каждую тысячу жителей приходится 453 автомобиля – это один из самых высоких показателей в мире.
В Японии нельзя купить авто, не имея собственного гаража или места в нем. Причем за гараж зачастую приходится выкладывать сумму, которая в разы больше стоимости самого автомобиля. Например, за машину вы отдадите $12 000, а за гараж $90 000.

Кому выгодны пробки?
Получается, далеко не всегда возникновение заторов можно объяснить плохой погодой, авариями или ошибками водителей. Более того, их устраивают только люди. Возьмем огромные стаи скворцов или ворон. Птицы движутся вместе, при этом не сталкиваются. Ученые называют этот процесс «мурмурация». Точно так же движутся рыбы огромными косяками, в которых могут находиться даже миллионы особей. Пробок не знают и млекопитающие, которые перемещаются в стадах. Животные не мешают друг другу, а у людей почему-то не так.
В августе 2010 года в Китае из-за дорожных работ на трассе Пекин – Тибет образовалась пробка, которая растянулась на сто километров. Людей не предупредили об этих работах. Наложились и другие факторы, в частности, граждане массово возвращались с летних каникул и отпусков.

Необычные способы борьбы с пробками
Джакарта – столица Индонезии. Здесь движение настолько активное и бестолковое, что места всем не хватает. В порядке вещей тут выезд на встречную полосу, чтобы объехать пробку. Чтобы как-то уменьшить количество транспорта, власти однажды даже ввели правило, что в автомобиле можно ездить как минимум втроем.
Тут же появилась услуга «левые пассажиры». За определенную плату они садились в машину и проезжали на ней нужное расстояние, чтобы создать видимость, что водитель не один, а везет еще двух человек. Заторов от этого меньше не становилось. Поэтому вскоре власти города это правило отменили.
Но самый верный способ заработать на пробке – это обычная торговля. Кто-то действует легально, кто-то нет. Чаще всего продают кофе, в жаркие дни – мороженое. И за тот, и за другой товар просят по сто рублей. Цифра круглая, чтобы не заморачиваться со сдачей и ускорить процесс.
Как в пробках зарабатывают деньги?
Спросом пользуются детские товары: игрушки, раскраски, книги. Родители готовы любые деньги отдать, лишь бы чем-нибудь занять ребенка, который сидит в машине. Перед Новым годом продавцы предлагают праздничные украшения, перед 8 Марта – цветы. Бизнес получается прибыльным, поэтому в любую погоду торговцы работают в пробках. А есть те, кто даже ничего не продает, но все равно зарабатывает. Эти люди вешают на шею плакатик, что собирают на операцию или что-то подобное. В 99% случаев это мошенничество.

Порой даже по рядам машин не надо ходить. Разработчики мобильных приложений уже давно предлагают свой товар. Скачиваешь программу, устанавливаешь и общаешься с такими же бедолагами, которые застряли в пробке вместе с тобой.
Кто-то обходится и без приложений. Есть видео, на котором водитель мотоцикла решил порадовать всех женщин в пробке – подарил им конфеты. Застрявшие водители развлекаются как могут: копаются в смартфоне, играют в города с коллегами по несчастью из соседних машин, слушают музыку, пританцовывая в кресле…
Пробки – кому это выгодно?
А пока люди думают, чем бы себя занять, они теряют деньги. От неравномерного движения на 30-40% повышается расход топлива. Следовательно, пробки выгодны нефтяникам, производителям горючки и владельцам АЗС.

Некоторые эксперты даже уверены, что выгода от потраченного вхолостую бензина слишком велика, и ради нее можно сделать все, чтобы проблемы на дорогах не только не решались, а наоборот, росли. Ведь не секрет, что именно нефтяники всеми способами тормозили, например, развитие электромобилей.
Альтернатива: дороги в небо?
Но выход из пробки есть – в небо! В США добраться из Нью-Йорка до Вашингтона на вертолете или легкомоторном самолете можно всего за час. Для сравнения: на машине дорога займет не менее четырех. Стоит это $1300 с человека. В Бразилии цены ниже – $350 за место. В России за полет придется отдать минимум 23000 рублей – все зависит от маршрута. При этом часть неба над Москвой закрыта по закону. В ближайшие десятилетия авиатакси вряд ли станут народным транспортом.

В Китае уже протестировали беспилотные аэротакси. Небольшой вертолет способен доставить одного пассажира по адресу. Проблема только в инфраструктуре. Для воздушного такси требуются посадочные площадки, которые строят только в Гуанчжоу. Интересно, что заказ от властей Поднебесной и на беспилотники, и на разработку наземной сети получила одна компания, которая в случае успеха откроет для себя почти неисчерпаемый источник дохода.
Пробки существовали еще в Древнем Риме
Все эти факты, казалось бы, дают основание заключить, что проблема пробок до сих пор не решена из-за меркантильных интересов бизнеса. Но как тогда объяснить, что заторы на дорогах существовали уже тогда, когда человечеству было далеко до изобретения автомобилей – во времена Древнего Рима?
В пятидесятых годах до нашей эры при Юлии Цезаре в столице Древнего Рима появились улицы с односторонним движением. Тогда же зародились существующие сегодня ПДД. По дорогам двигались по левой стороне, чтобы правая рука, которая держала оружие, оставалась свободной. Эту привычку позже переняли жители туманного Альбиона и распространили на свои колонии.

В Древнем же Риме появилась и первая дорожная полиция. Брали туда физически крепких мужчин. Однако многие перекрестки все равно не регулировали, поэтому пробки то и дело возникали. Получается, что 2000 лет назад при полном отсутствии автомобилей люди стояли в заторах.
Пробки в воздухе и на воде
А сегодня, в 21 столетии, пробки образуются не только на дорогах. В Китае ежегодно открывается по восемь новых аэропортов. Власти страны вкладывают миллиарды в строительство новых полос и терминалов из-за роста потока пассажиров и грузов. Но небо расширить они не могут, а там пробки. Похожая ситуация в английском Хитроу, московском Шереметьеве, во всех крупных воздушных гаванях. Заторы бывают и в морских портах.
Пробки – инструмент контроля?
Получается, пробки – это неизбежное зло любого вида транспорта. Эксперты считают, что это явление выгодно не только некоторым видам бизнеса, но и политикам. Как думаете, сколько времени мы проводим в пробках?
Специалисты американской компании «Инрикс» составили антирейтинг. По итогам 2018-го Москва заняла первое место. За год средний водитель простоял на дорогах 210 часов. Это почти девять суток. Второе место занял турецкий Стамбул – 157 часов. Бронзовая медаль у столицы Колумбии Боготы – 272 часа. Далее идут Мехико (218) и Сан-Паулу (154).

Специалисты отмечают еще один интересный факт: человек в пробке будто впадает в мысленный анабиоз. Он предпочтет послушать по радио музыку, а не новости или политическую передачу. Да и сил вникать в дискуссии нет.
Протесты и пробки
А что будет, если пробки увеличатся даже во имя благой цели? В США экоактивисты перекрыли дорогу, призывая беречь природу. И что же они получили в ответ? Один из водителей вырвал у них плакат и разогнал всех в разные стороны, чтобы освободить дорогу.
Не имеет значения, против чего протестуют и перекрывают улицы – против загрязнения природы, повышения налогов, политиков и чиновников, войн и перемирий – после нескольких часов в пробках водителям главное добраться до дома и отдохнуть. А каждый, кто пытается помешать, становится врагом.
Конфликты в пробках: агрессия на дорогах
Недавно два перуанских водителя устроили поединок прямо в пробке. Зеваки засняли бой на камеру. Дорога намертво встала. Самое время размяться, решили мужчины. Водитель такси идет в атаку. Его противник не сдается. Борцов пришлось разнимать соседям по пробке.
В России тоже сняли интересные кадры. Соперники свернули к обочине и устроили потасовку, поэтому остальной поток, пусть медленно, но двигался. На другом видео мужчина решил разобраться по-мужски с водителем грузовика. Тот не пустил его объехать пробку по обочине.

Война с так называемыми «обочечниками» развернулась по всей стране. Хитрецы экономят время себе, но заставляют весь остальной поток притормаживать, когда те съезжают на дорогу.
Скрытая экономическая сторона пробок
Экономисты подсчитали, какую выгоду мы теряем в заторах. Например, жители Нью-Йорка – одного из самых загруженных городов в мире – могли бы заработать дополнительно $2000 в год, если бы потратили часы, которые они проводят в пробках, на работу.
Для Москвы цифра ниже, но все же внушительная – 40000 рублей, для Санкт-Петербурга – 18000, Екатеринбурга – 10000, Сочи – 9000. А прибавьте сюда повышенный расход горючего, дополнительную амортизацию, но главное – стресс и нервы, которые сокращают нам жизнь.

Автомобиль как инструмент контроля?
Следовательно, все мысли будут о деньгах. Заправить машину, заплатить за страховку, отогнать в ремонт… Это насущные проблемы, которые занимают нас каждый день и не дают отвлекаться на другое. В пользу версии, что пробки – это инструмент манипулирования массами, говорит тот факт, что нас буквально заставляют пользоваться автомобилями.
Сегодня многие уверены, что без машины как без рук. В семье обязательно должен быть автомобиль, а лучше два – у каждого супруга. Даже пару кварталов современный человек не пройдет пешком, а проедет на железном коне. Лучше потратить два часа в пробке и деньги на бензин, чем спуститься в метро или сесть на автобус. Чем больше людей так рассуждают, тем больше заторов.

Истоки массовой автомобилизации
В июле 1919 года из Вашингтона стартовал необычный конвой. Восемьдесят грузовиков, легковушек и мотоциклов должны были пересечь страну и доехать до Сан-Франциско, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме дорог, которых в те годы в США было мало. Среди участников похода был будущий президент страны Дуайт Эйзенхауэр. Он своими глазами увидел, что Америке нужна развитая система автодорог.
Спустя годы он отправился на фронт Второй мировой, где увидел широкие автобаны, построенные по личному распоряжению Адольфа Гитлера. Их Эйзенхауэр взял за образец, и после войны США стали превращаться в страну, где люди даже в булочную ездят на личном автомобиле.

Автокредиты: зависимость от машины
Сколько человек потратит на проездной для автобуса? А сколько на автомобиль? Суммы несравнимы. При этом производители машин еще и платят налоги и обеспечивают население рабочими местами. В общем, сплошная выгода для государства. Надо только сделать так, чтобы практически каждый житель страны смог купить машину, а лучше две на семью.
Кто-то мог себе позволить дорогие автомобили, кто-то средние по цене, но были и те, кому и на дешевые не хватало. Решение – доступные кредиты, которые стали настолько привычными, что сегодня мы уже не можем себе представить, как люди раньше без них выживали.
Города созданы для машин
Даже если вы решили, что личный автомобиль вам не нужен, тем более в кредит, то специальное предложение – дешевое такси. Также в мегаполисах уже активно развивается услуга каршеринга, которая тоже повышает мобильность.
Да и как обойтись без этой мобильности, если живем мы в спальных районах, а работаем в деловых центрах, крупные заводские предприятия на окраинах, а большие торговые центры, где так выгодно закупать продукты впрок, и вовсе за городом? Получается, без машины никак. А где машина, там и пробки. А где пробки, там и наши потерянные силы и время.

Пробки: неизбежность?
Однако с версией, что пробки выгодны власть имущим, и они же делают все, чтобы их спровоцировать и измотать людей, спорит несколько фактов. Во-первых, проблему, пусть и не всегда удачно, но все же решают. Например, выделяются огромные бюджеты на строительство дорожных развязок, объездных дорог и так далее.
8 января 2019-го саратовский градоначальник Михаил Исаев обратился к землякам с просьбой не садиться за руль, а пользоваться общественным транспортом, потому что коммунальные службы не успевают чистить улицы после снегопада. Сам чиновник на следующее утро отправился на работу на автобусе. Ехал два часа.

А Олег Кожемяко, возглавляющий Приморский край, выложил в Интернет видео, которое показывает, что на работу ему приходится добираться на своих двоих. В Нью-Йорке в 2016 году руководитель МИД Сергей Лавров пошел пешком на заседание Генассамблеи ООН, потому что дороги перекрыли для кортежа Барака Обамы и проехать не было никакой возможности. Получается, и политики, и чиновники точно так же стоят в пробках. Значит, им самим это невыгодно.
Инопланетные технологии и пробки: совпадение?
Так в чем же причина пробок, которые парализовали все человечество? Своя версия есть у уфологов. Они считают, что заторы на дорогах выгодны другим цивилизациям, которые, возможно, даже планируют выжить нас с нашей же планеты.
В 2015 году в Республике Адыгея недалеко от станицы Дондуковской на поле появились загадочные символы – несколько идеально ровных окружностей, будто кто-то оставил людям послание. Их называют «агроглифы». Но оказалось, что это не единственная загадка, которую скрывают поля этого региона.

Загадочные явления на дорогах
Накануне появления пиктограмм на адыгейских полях произошло еще одно загадочное событие. Местный житель, проезжая по дороге, заметил на обочине два заглохших автомобиля.
Рассказывает специалист по уфологии Владимир Кукольников: «Над полем завис НЛО, около которого сверкали разряды молнии. Позже на этом месте были обнаружены пиктограммы. Водитель, увидевший заглохшие машины, испугался и не стал останавливаться. Он ехал на дизельном двигателе, который, судя по всему, не так легко взять под контроль, как обычный бензиновый».
Уфологи знают, что земные автомобили чувствительны к появлению НЛО. Стоит загадочному летающему объекту возникнуть недалеко, двигатели просто перестают работать. По словам Кукольникова, инопланетные корабли – это мощный источник электромагнитного излучения. Он и вносит помехи в работу электропроводки автомобилей, в результате чего они могут заглохнуть.

Неизвестная сила, управляющая движением?
В 1957 году сразу пятнадцать жителей американского городка Ливленд независимо друг от друга обратились в полицию. Все они видели вытянутый объект в небе, при появлении которого их автомобили встали как вкопанные. Среди водителей были военные и полицейские, которых трудно было заподозрить в мнительности.
Возможно, интерес инопланетян к машинам исключительно научный, а возможно, они ищут свою выгоду. Существует эзотерическая теория, что выхлопные газы и работу двигателей пришельцы способны преобразовывать в энергию. Возможно, они даже питаются нашими негативными эмоциями – страхом или гневом, когда мы стоим в пробках.

Навигаторы и спутниковый контроль
Даже самые загадочные события можно попытаться объяснить. Опытные водители знают, что навигаторы, которые выстраивают маршрут, иногда как будто сходят с ума. Один из подобных случаев произошел в конце октября 2019-го, когда жители Центральной России и Урала жаловались, что техника явно ведет себя неадекватно. Выяснилось, что сбой произошел в работе спутников.
Спутники находятся на околоземной орбите. По космическим меркам – не так далеко от нас. Однако к каждому не приставишь охранника. Можно ли гарантировать, что оборудование никто не взломает и не внесет изменения в его работу? Нет.
Сегодня водитель без навигатора практически как без рук. Если раньше опытные автомобилисты знали город в совершенстве, то сегодня некоторые водители до соседней улицы без подсказок не доедут.

Возможный план пришельцев?
Эзотерики считают, что заторы нужны инопланетянам не только ради наших негативных эмоций. Возможно, с их помощью они подготавливают планету для себя. Многие люди, которых, по их словам, похищали представители инопланетного разума, рассказывали, что не видели их лиц. Вместо этого у них на голове что-то вроде масок или шлемов.
Эксперты предполагают, что это защита от земной атмосферы. Человек без скафандра не может выжить в космосе или на другой планете. А другим существам нужна защита, чтобы выжить на Земле, потому что они привыкли к совсем другому химическому составу.
Метан – ресурс для инопланетян?
Но многие эксперты считают, что если мы имеем дело с высокоразвитой цивилизацией, то они не стали бы придумывать такую глупую многоходовку. Поэтому есть другая версия: инопланетные пришельцы действительно провоцируют пробки на Земле, но ради того, чтобы добраться до наших ресурсов. Это не золото и не нефть, а метан – газ, смертельно опасный для нас, но, возможно, необходимый другим.
Есть видео, как рыбаки на поверхности замерзшего Байкала показывают фокус. Достаточно проколоть лед, как оттуда вырывается пламя. Объяснение этому феномену нашли еще в восемнадцатом веке.
Российский ученый немецкого происхождения Иоганн Гмелин во время экспедиции по Сибири выяснил, что в озере скапливается метан. Летом он поднимается в виде пузырьков на поверхность, а зимой заполняет пустоты во льду. Но самые огромные запасы метана находятся в ледяных закромах в Антарктиде и Арктике. Однако в любой момент они могут вырваться на поверхность, а причина всему – глобальное потепление.

Пробки – глобальный заговор?
Уфологи считают, что метан может быть необходим инопланетянам для выживания. Возможно, их цивилизация сформировалась под влиянием этого газа. Но со временем свои ресурсы они исчерпали и нашли нашу планету, которая хранит запасы. Добраться до них открыто не получается – пришельцы вызвали бы слишком много вопросов. Да и мало ли, вдруг земляне решат не делиться или даже боевые действия развернут. Поэтому гуманоиды решили действовать скрытно.
Идеальный план: спровоцировать людей производить как можно больше выхлопных газов с помощью машин и самолетов, а для этого собирать нас в пробках. Стоим, дымим, вносим посильный вклад в глобальное потепление. А когда время придет, ресурсы, ради которых и был придуман этот план, просто заберут.