
В новейшей истории российского руководства Министерства обороны мало что вызывало столько споров и опасений, как бурная эпоха Анатолия Сердюкова. Оценки его деятельности до сих пор остаются полярными, однако недавнее высказывание Сергея Степашина, бывшего председателя правительства и председателя Ассоциации юристов России, вывело старый конфликт на новый виток напряжения.
Реформы Сердюкова: тревожные последствия и глубокие разломы
Сергей Степашин, выступая на одном из ключевых правовых форумов Санкт-Петербурга, озвучил прямое и жёсткое обвинение в адрес экс-министра обороны. По мнению Степашина, меры, проведённые Сердюковым на посту главы оборонного ведомства в 2007–2012 годах, стали настоящим ударом для обороноспособности страны. Особенно тяжелые последствия, как утверждает бывший премьер, наблюдались в деятельности военкоматов, организации призыва и всей системы военного управления. Реформы Сердюкова, поданные обществу как шаг в сторону оптимизации, на практике, по наблюдениям Степашина, осложнили ситуацию для армии и поставили под вопрос эффективность систем призыва и мобилизации.
Степашин отметил, что особенно остро эти проблемы проявились в первые месяцы военных событий на Украине, когда волна мобилизации столкнулась с непредвиденными препятствиями в части юридического сопровождения военнослужащих и своевременных выплат.
Скандал Оборонсервиса и падение министра: роль Владимира Путина
Преобразования, которые проводил Сердюков, вскоре вышли за пределы профессионального обсуждения: в ноябре 2012 года президент Владимир Путин принял решение отправить его в отставку. К этому моменту вокруг Министра обороны разразился крупный коррупционный скандал, связанный с Оборонсервисом — организацией, отвечавшей за имущественные блоки и коммерческую деятельность Минобороны. Впоследствии, осенью 2013 года, против Сердюкова было возбуждено уголовное дело по обвинению в халатности, однако он категорически не признавал вину. Спустя год его включили в списки амнистированных лиц, и уголовное преследование прекратили.
Громкое расследование породило множество слухов и домыслов о связях Сердюкова в верхах власти. Впрочем, после вынужденного ухода из Минобороны он не исчез с политического и экономического горизонта страны.
Возвращение Сердюкова: авиастроение, Ростех, «Технодинамика» и объекты стратегической важности
Судьба бывшего министра обороны сложилась довольно противоречиво. Не задерживаясь в тени, Сердюков сделал карьерный поворот в крупный российский авиапром и машиностроение. Его компетенции вскоре были востребованы в одном из ключевых конгломератов российского ВПК — корпорации Ростех. Бывший министр вошёл в управляющие структуры сразу нескольких промышленных гигантов: его фамилия появляется в советах директоров таких влиятельных предприятий, как «Технодинамика», Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) и «Вертолеты России». Кроме того, он вошёл в совет директоров ПАО «КАМАЗ», а весной 2018 года возглавил совет директоров Объединённой авиастроительной корпорации — производителя известного регионального самолета SSJ.
Периодически в публичном поле возникают слухи о судьбе Сердюкова. Так, в начале 2023 года бывший вице-премьер Александр Руцкой упоминал неподтверждённые версии о якобы эмиграции Сердюкова в Объединённые Арабские Эмираты. Эти сведения категорически опровергаются представителями Ростеха, утверждающими, что экс-министр по-прежнему занимается работой на родине.
Сегодня образ Сердюкова символизирует целую эпоху перемен и противоречий в российской военной и промышленной политике. Его действия и назначения продолжают вызывать бурные споры среди экспертов и публики, а поднятая Степашиным тема ударов по обороноспособности страны лишь подливает масла в огонь — очевидно, что эхо решений десятилетней давности несовершенно утихло, и новые обстоятельства заставляют общество возвращаться к тщательному переосмыслению последствий судьбоносных решений.
Источник: rbc.ru






