Рождение кинематографа: Россия на рубеже эпох
Первые годы XX века стали для России временем, когда кинематограф из простого развлечения постепенно превращался в настоящее искусство. Тогда ещё фильмы представляли собой мини-спектакли продолжительностью едва ли в 5–7 минут. Беззвучные ролики зачастую были просты и наивны — драмы отличались лаконичным сюжетом, а комедии в основном строились на комичных падениях, драках и немых шутках. Музыкальное сопровождение обеспечивали пианисты-тапёры: их живое исполнение заменяло саундтрек и помогало создать нужное настроение, а иногда даже сами владельцы залов озвучивали происходящее на экране собственными комментариями из зала, чтобы пояснить зрителям сюжет.
Кинотеатров как архитектурного явления тогда не существовало — показы устраивались где попало: в пышных городских садах, торговых павильонах или арендованных помещениях магазинов. Однако к 1910-м годам ситуация стремительно менялась — спрос на новое развлечение в России рос лавинообразно. К 1916 году количество проданных билетов в синематографы страны превысило 150 миллионов, что в разы опережало популярность театра.
Сначала культурная элита скептически относилась к этому «искусству для толпы», но кинопредприниматели начали преображать облик кино в глазах публики. Они создавали настоящие дворцы — роскошные здания с мрамором, хрустальными люстрами, огромными фойе и зеркалами, чтобы привлечь обеспеченную аудиторию. Одним из ярчайших проектов эпохи стал электро-театр «Художественный».
Инициатива Альберта Брокша и блистательный вклад Благовещенского и Шехтеля
Вдохновлённый успехом кинематографа, предприниматель Альберт Брокш решил создать новое место для киноманов прямо в историческом районе Арбата. В 1909 году он открыл «Электротеатр Брокша» — первый отдельно стоящий кинотеатр в Москве, спроектированный архитектором Николаем Благовещенским. Уютный зал вмещал 450 человек, обеспечивая им не только просмотр, но и качественный отдых.
Однако этот формат быстро перестал соответствовать взрывному росту интереса к кино. К 1912 году Брокш приобрёл соседние участки, чтобы расширить территорию, и поручил обновление здания выдающемуся мастеру архитектуры Фёдору Шехтелю. Так началась история одного из самых узнаваемых символов столичного кинематографа.
Архитектурные грани: гений Шехтеля и новые решения
Работы Фёдора Шехтеля разительно отличались от классической архитектуры. Для «Художественного» он сознательно выбрал элегантный неоклассический стиль — это соответствовало новым веяниям времени. Старый зал органично был включён в ядро двухэтажного корпуса, фасад приобрёл строгую симметричную форму и современную простоту. Уникальным стало отсутствие единого парадного входа: на фасаде разместились два самостоятельных «портала» с билетными кассами и отдельными выходами во внутренний двор.
Четырёхоконное оформление центральной части фасада досталось новому зданию в наследство от прежнего сооружения. Внешний декор был лаконичным, но благодаря его продуманности здание выглядело гармонично и торжественно.
Внутренние помещения напоминали уют театральных залов: просторный вестибюль, гардероб, светлое фойе с буфетом, изящные люстры, колонны и даже кадки с живыми пальмами. В большом кинозале располагались партер, ложи, балкон со стоячими местами. Новшеством стала конструкция выносного железобетонного балкона, что позволило увеличить количество зрительных мест почти до тысячи. Такое распределение зон напоминало классические театры, где ложи предназначались для знати, партер — для интеллигенции, а балконы и стоячие ряды — для массовой публики.
Преображение в годы советской власти: эра Госкино
После революционных событий 1917 года знаменитый кинотеатр перешёл в государственную собственность и стал флагманской площадкой Советского государственного комитета по кинематографии — Госкино. Здесь организовывались роскошные премьеры фильмов, имеющих особое социальное и политическое значение, а также показы документальных хроник и агитационных лент.
Легендарный фильм «Броненосец Потёмкин» впервые был показан именно здесь. Для особой атмосферы фасад здания украсили огромным макетом военного корабля, а персонал встречал зрителей в морских костюмах. Этот приём стал символом союза искусства и новой исторической эпохи.
С появлением звукового кино изменения коснулись и внутренней архитектоники: после премьеры первой советской звуковой ленты «Путёвка в жизнь» (1931) оркестровую яму переоборудовали в дополнительный зрительный ряд. В комплексе появились новые небольшие кинозалы, читальня и даже лекторий. Во время Великой Отечественной войны здание значительно пострадало после авиаудара, но его удалось восстановить. В 1955 году «Художественный» стал первым в Советском Союзе широкоэкранным кинотеатром — ради этого демонтировали старый сценический портал.
В середине 1950-х, когда архитектурная политика СССР смещалась в сторону функционализма, здание лишилось больших декоративных деталей: лепнины, барельефов, сложных орнаментов. Однако даже в аскетичном облике оно сохраняло свою культурную ценность и притягательность.
Вызовы современности: реставрация и новые горизонты
К концу XX века коллекция кинопленок и воспоминаний о былой роскоши оказалась под угрозой. Бурные 1990-е не обошли стороной и «Художественный»: здесь открывались казино, залы игровых автоматов, бары, но главной ценностью оставалось кино. Особую популярность получили ночные показы и кинематографические марафоны, посвящённые творчеству известных режиссёров.
Попытки вернуть здание к жизни начались в 2010-х. В 2014 году было начато техническое обследование и подготовка к реставрации, но первый выбранный подрядчик — компания «СианСтрой» — не смогла выполнить заказ, и подряд был расторгнут уже через год. Пострадавшие интересы не удалось защитить из-за последующего банкротства строительной организации. Далее, с 2016 года, здание арендует до 2036 года команда «Пионер», однако финансовые сложности вновь откладывали восстановление на неопределённый срок.
Возрождение «Художественного»: энергия и поддержка Сбербанка
Точку в череде неудач поставила поддержка Сбербанка в 2019 году, который инвестировал в проект более одного миллиарда рублей и помог найти нового надёжного подрядчика. Благодаря этим решениям уже в 2020 году завершилась масштабная реконструкция, максимально восстановившая исторический облик по замыслу Фёдора Шехтеля.
Сегодня «Художественный» вновь открыт для москвичей и гостей столицы. Удобная системная организация пространства, современные технологии, аутентичные детали интерьера и радушная атмосфера воссоздают дух настоящего праздника для всех, кто приходит сюда познакомиться с лучшими отечественными и мировыми фильмами. Средняя стоимость билета составляет около 650 рублей в будние дни и от 750 рублей — в выходные, что делает элитный кинотеатр доступным для широкой аудитории.
Обновлённый «Художественный» стал общепризнанным примером удачного сочетания культурного наследия и современных стандартов досуга. Он продолжает вдохновлять москвичей и гостей города, объединяя прошлое, настоящее и будущее отечественного кинематографа.
Источник: msk1.ru