Фестиваль Клода Шаброля в Москве и Петербурге покажет фильмы от Пионера до Формулы Кино

Дата:

Ретроспектива мэтра французского кино

Кадр из фильма «Мадам Бовари» режиссера Клода Шаброля, 1991 год
Фото: kommersant.ru

С 21 июня в кинотеатре «Пионер» (Москва) и «Формула Кино Галерея» (Санкт-Петербург) стартует захватывающая ретроспектива Клода Шаброля, приуроченная к 95-летию режиссера, чье влияние на кинематограф Франции неоспоримо.

От новатора к классику

Старт карьеры Шаброля – это глоток свежего воздуха «новой волны»: картины «Красавчик Серж» и «Кузены» по праву считаются знаковыми для направления. Виртуозно эволюционировав из авангардиста в «Бальзака ХХ века», он стал мастером, пронзительно изображающим криминальные тайны провинциального мещанства. Разоблачая социальные изъяны, он чувствовал себя в своей тарелке и в развлекательном кино. Его диалоги поражают парадоксальным острословием, достойным Уайльда!

Сравнение с Бальзаком оправдано и невероятной плодотворностью: за 80 лет жизни он подарил миру почти столько же картин, включая телеработы и короткий метр.

Секрет продуктивности мастера прост – больше всего он обожал процесс съемок! Хотя программа представляет лишь четыре ленты, они ярко демонстрируют его гений.

Музы Шаброля: Изабель Юппер и блистательная плеяда

Особое место в отобранных фильмах занимают любимые актрисы режиссера, в особенности великолепная Изабель Юппер. Она проснулась знаменитой после роли отцеубийцы в «Виолетты Нозьер». Шаброль восхищался Юппер: ее рациональность и трезвый ум удивительным образом позволяли ей передавать безумие и мельчайшие эмоции. «Она улавливает мое слово наполовину, опережая мои мысли!»

Семь их совместных проектов обогатили кино; три вошли в ретроспективу: флоберовская «Мадам Бовари» с Юппер в центре, а также «Церемония» и «Женское дело». В «Церемонии» партнершей неповторимой Изабель стала Сандрин Боннер, в «Женском деле» – талантливая Мари Трентиньян. Четвертая картина сборника, «Бетти», вращается вокруг дуэта Мари Трентиньян и Стефан Одран: последняя была не просто первой женой, но и главной музой режиссера, украшая его ранние работы.

«Церемония»: мрачный шедевр социального кино

Жемчужина программы – безусловно, «Церемония». Софи (Боннер), приехав работать служанкой в загородное имение, сближается с бунтаркой-почтальоншой Жанной. Роковой вечер превращает этих женщин в мстительниц из прошлого, уничтожающих семью владельцев при помощи их же коллекционного оружия.

Новаторство картины в выбор уже не внутреннего врага мещанства, а «одичавшего» пролетариата в роли могильщика. Не без иронии Шаброль окрестил свою работу «последним марксистским фильмом».

Страсть к деталям и предупреждение на века

Шутка – ведь режиссер любит своих героев, как Чехов! Его привлекает скромное обаяние буржуазного уклада: привычки, атмосфера домашнего уюта, изящные обряды. Среди них совершенно особенны гастрономические удовольствия и любовные игры. Он не осуждает, а завораживающе живописует это с ноткой меланхолии, порой горькой, но подкрепленной остротой сарказма. Размеренные французские обеды сменяются прослушиванием опер по телевизору с огромным экраном, что создает иллюзию театра. По сути, мастер обыгрывает теорию противостояния двух культур буржуазного общества. Софи с ее дешевыми сладостями и устаревшим экраном – олицетворение второй культуры.

Именно во время священнодействия – слушания «Дон Жуана» Моцарта – разыгрывается трагедия. Убийство в этой идиллии поражает жестокостью, кажущейся кошмарным сном. Шаброль вскрывает рану, актуальность которой не увядает. Показывая хрупкое совершенство праздной жизни под сенью готовящегося к убийствам «пролетариата», автор из страны революций напоминает нам урок: трагедия повторится, пока мы будем забывать историю.

Источник: www.kommersant.ru

Поделиться:

Разное