Новые горизонты: Москва—Белград под угрозой перегрева

Обстановка вокруг авиасообщения между Россией и Сербией все острее напоминает шахматную партию, в которой каждый ход имеет далеко идущие последствия. Уже сегодня между Москвой и Белградом осуществляется три прямых рейса в сутки. Но напряженность не спадает: обсуждается возможность запуска дополнительных рейсов, что может серьезно переформатировать транспортную карту Европы для россиян. Пока маршруты из Белграда в Петербург, Казань и Сочи действуют нерегулярно, но потребность в более широком авиасообщении нарастает с каждым месяцем — и все это на фоне жестких ограничений для российских авиаперевозчиков со стороны Евросоюза.
С момента начала конфликта на Украине европейское воздушное пространство стало запретной зоной для российских авиакомпаний, что привело к уникальной ситуации: единственной возможностью для россиян оказаться в Европе напрямую стали рейсы из Москвы Air Serbia. Белград, вопреки геополитическим ветрам, не поддержал санкции в авиационной сфере — однако воздушные коридоры соседних стран для российских самолетов по-прежнему закрыты.
Стратегия ожидания: Дмитрий Горин раскрывает скрытые рычаги
Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин открывает закулисье: спрос на перелеты в Сербию и через нее в Европу продолжает расти. «В прошлом году число выданных шенгенских виз увеличилось на 21%. Все больше российских туристов и бизнесменов стремятся вновь ощутить пульс Европы — восстановление интереса очевидно. Вьется новый маршрутный клубок: на фоне ограниченных возможностей россияне ищут самые быстрые пути в Европу. Через Белград дорога занимает шесть-семь часов, тогда как транзит через Стамбул, Дубай или Ереван может затянуться до 15 часов. Вначале рейсов было мало, но рост спроса подстегнул увеличение их числа — до определенной коррекции из-за объективных причин. Сейчас и три рейса компактными самолетами закрывают минимум потребностей, а заодно создают узловой пункт для вылета в третьи страны».
Но, по словам Горина, ключевой вопрос — потенциал самой Air Serbia. Если авиационные власти и перевозчик найдут ресурсы — флот, пилотов, технический резерв — тогда можно будет нарастить частоту перелетов из регионов России. Всё, как на нервной ноте: от этого решения зависит будущее цен на авиабилеты. Конкуренция между альтернативными направлениями сегодня предоставляет россиянам более заманчивые тарифы, особенно при пересадках, а возврата к «докризисным» расценкам Москва—Белград ждать не приходится.
Цены, которые тревожат: почему билеты Москва—Белград не дешевеют
В последние месяцы стоимость перелета Москва—Белград неожиданно взметнулась ввысь: билет туда-обратно обойдется в 70-90 тысяч рублей. Для сравнения: рейсы в Ереван или Стамбул обходятся в разы дешевле. Надежды на падение цен тают — при нынешнем объеме перевозок Air Serbia не способна увеличить частоту рейсов втрое, а значит, недостаток конкуренции продолжит раздувать цены. Основное препятствие — скромный авиапарк компании и запрет на полеты российских авиакомпаний в страны Евросоюза. Подобная концентрация контроля оставляет рынок в руках одного игрока, чьи возможности сугубо ограничены.
Механизм ценообразования завязан на простой формуле: если увеличить число рейсов в Россию за счет других маршрутов, прибыльность резко снизится, а риск для бизнеса возрастет. Пока Air Serbia удается собирать высокий спрос за счет статуса «последнего окошка в Европу». Белград заселен релокантами, что дополнительно подогревает интерес россиян к этому направлению. Но развивать интенсивность перевозок дальше — слишком опасное предприятие для авиакомпании, рискующей потерять маржинальность.
Взлеты и посадки: как конкурирует «Аэрофлот» и что дальше?
На фоне этого напряжения, «Аэрофлот» пытается удержаться на волне международного спроса. Количество его зарубежных перевозок постепенно растет, хотя внутренний рынок пребывает в стагнации. Тем не менее вся инициатива по расширению маршрутов в Сербию может оказаться лишь громким заявлением без реальных изменений. Проблема не только в отсутствии конкуренции на маршруте, но и в геополитическом тупике: даже если воля нарастить число рейсов есть, в одиночку проломить «воздушный занавес» невозможно.
Сербские самолеты могут беспрепятственно использовать небо Евросоюза, в то время как российским компаниям этот путь закрыт. Правила устанавливает политика, а не рыночная логика. Потенциал роста ограничен не спросом, а строгими внешними рамками и жестким регулированием.
Будущее между Москвой и Белградом: критическая зона турпотока
Для самой Сербии российские путешественники уже стали второй по численности группой туристов — 200 тысяч за прошедший год, уступая только туркам. Причем этот поток не демонстрирует признаков ослабления. На фоне разрастающегося интереса к Белграду открываются новые сценарии: либо столица Сербии удержит роль «ворот» в Европу для россиян, либо в условиях жесткой монополии и геополитического давления маршруты так и останутся дорогим и восстребованным эксклюзивом. Россиянам еще долго придется балансировать между высокими ценами и стремлением к выезду за рубеж. Переговоры между Москвой и Белградом становятся игрой на опережение — ведь каждая уступка или новое решение способно изменить ландшафт путешествий для тысяч граждан по обе стороны границы.
Источник: www.kommersant.ru






