Готовятся штрафы для владельцев питбайков на дорогах общего пользования

В России грядут позитивные перемены в сфере дорожной безопасности: МВД России совместно с Минтрансом и Минюстом разрабатывают комплекс изменений в Правила дорожного движения. Основная цель – обеспечить максимальную защиту детей и взрослых на дорогах, ограничив доступ мини-мотоциклов, питбайков, кроссовых и эндуро-мотоциклов к проезжим частям общего пользования. Предложенные нововведения предусматривают введение административной ответственности для нарушителей – сумма штрафа может достигать 30 тысяч рублей. Реализация мер будет способствовать формированию современного и безопасного дорожного пространства для всех участников движения.
Повышение безопасности на дорогах с участием несовершеннолетних
Питбайки – это компактные мини-мотоциклы, которые изначально выпускаются для занятий мотоспортом, езды по пересеченной местности, обучения и выполнения трюков. Как отмечают эксперты Научного центра безопасности дорожного движения, такая техника продается в качестве спортивного инвентаря, не требует регистрации в ГИБДД и не имеет правового статуса транспортного средства. Питбайки нередко лишены стандартных элементов – фар, указателей поворота, зеркал. Однако все чаще они оказываются в руках подростков, которые выбирают для катания дороги общего пользования, нарушая тем самым принципы безопасности дорожного движения.
По результатам исследований Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, за первое полугодие 2025 года зафиксировано 288 дорожно-транспортных происшествий с участием детей-водителей мини-мотоциклов. В этих трагических происшествиях погибли десять детей, еще 235 несовершеннолетних получили различные травмы. Кроме того, 25 пассажиров питбайков также получили ранения. Эти цифры подтверждают необходимость ужесточения правил пользования мини-мотоциклами на дорогах общего пользования.
Планируемые изменения в правилах и позиция государственных органов
Представители МВД России, среди которых министр Константин Чуйченко, подчеркивают: мини-мотоциклы, питбайки, кроссовые и эндуро-байки, а также схожая техника не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования. Данная техника не ставится на государственный учет, а в действующих нормативных актах отсутствуют чёткие требования к их участию в дорожном движении. Поэтому такие средства могут использоваться исключительно на специализированных территориях и площадках.
Вопрос дальнейшего нормативно-правового регулирования уже находится под вниманием правительства и ответственных ведомств. Под руководством Минтранса и Минюста подготовлены существенные изменения в Правилах дорожного движения. Согласно этим предложениям, на любых дорогах общего пользования запрещается движение транспорта и механизмов, которые не зарегистрированы и чьи технические требования не соответствуют ПДД.
Ожидаемые преобразования и роль общественных лидеров в решениях
Инициативу обсуждают при непосредственном участии экспертов ведомств и государственных деятелей – Артема Метелева, Андрея Иванова, Валентина Ильинова. Их совместная работа направлена на то, чтобы защитить участников дорожного движения, повысить уровень информированности родителей и владельцев мототехники о новых правилах, а также популяризировать ответственное и осознанное отношение к безопасности детей.
Новые меры не только ограничат нецелевое использование питбайков на дорогах, но и создадут дополнительные условия для развития легальной мотоспортивной инфраструктуры. Это позволит любителям мини-мотоциклов реализовывать свой потенциал на специально оборудованных трассах, сохраняя жизнь и здоровье всех участников дорожного движения. В итоге инициатива МВД России, Минтранса, Минюста и специалистов Научного центра безопасности дорожного движения призвана сделать российские дороги безопаснее, а атмосферу в обществе – более ответственной и позитивной.
В России в ближайшем будущем планируется внедрение новых правил, регулирующих использование питбайков, что особенно актуально на фоне увеличения числа происшествий с их участием. Новая редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) уже находится в разработке, и подготовка к её введению активно ведется. В законопроекте предусмотрено привлечение к ответственности за нарушение запрета на управление питбайками, включая штрафы значительных размеров, а также возможность назначения обязательных работ при повторных правонарушениях.
На данный момент федеральное законодательство напрямую не регулирует эксплуатацию питбайков вне специально отведенных трасс, поэтому власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решения по этому вопросу. Такая ситуация породила различные подходы к обеспечению безопасности на дорогах и недопущению беспорядочного использования мини-мотоциклов детьми и подростками.
Развитие административной базы и практика применения
Сотрудники ГИБДД активно формируют новую правоприменительную практику, учитывая особенности эксплуатации питбайков. Закон предусматривает возможность приравнять поездку на питбайке к управлению мопедом или мотоциклом, что требует наличия соответствующей категории водительских прав. При их отсутствии водителя ожидает ответственность по статье 12.7 КоАП, предусматривающей штрафы величиной до 15 тысяч рублей. Такие меры уже на практике применяются прокурорскими органами, способствуя более строгому контролю за безопасностью на дорогах.
Дело не ограничивается административными штрафами. Известен случай, когда водитель питбайка отказался пройти медицинское освидетельствование, после чего был лишен водительских прав. Даже при попытке оспорить это решение в Верховном суде, решение органов осталось в силе. Подобная последовательность действий убеждает, что ответственности за нарушение действующих норм действительно уделяется пристальное внимание.
Ответственность родителей и новые инициативы
Поскольку административная ответственность наступает только с 16 лет, возникает вопрос, как обезопасить несовершеннолетних и предотвратить инциденты. В ряде регионов уже реализуется практика привлечения родителей к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Согласно статье 5.35 КоАП, родители, купившие несовершеннолетнему питбайк и не обеспечившие необходимые меры безопасности, могут быть оштрафованы на сумму до 500 рублей. Более того, если произошел несчастный случай по неосторожности, возможно возбуждение уголовного дела — такие прецеденты уже были зарегистрированы. Так, например, в Красноярском крае родители понесли уголовную ответственность за последствия при неправильной эксплуатации питбайка несовершеннолетним.
Безопасность прежде всего: инициатива общественности
Представители общественных организаций поддерживают инициативы по ужесточению контроля за эксплуатацией питбайков. Руководитель объединения «МотоРоссия» Андрей Иванов уверен: мини-мотоциклы должны использоваться исключительно как спортинвентарь и эксплуатироваться только на специализированных трассах. Он отмечает, что большинство популярных моделей питбайков обладают мощностью, сопоставимой с полноразмерными мотоциклами — объем двигателя зачастую превышает 150-200 кубических сантиметров, а динамика их разгона намного превосходит показатели советских мопедов. Такой технический прогресс требует более ответственного подхода к вопросам безопасности и четких, единых правил эксплуатации.
Позитивные перемены и перспективы
Новые инициативы, направленные на ужесточение контроля и регулирования использования питбайков, призваны повысить безопасность детей и подростков, а также сформировать ответственное отношение к правилам дорожного движения. Проекты, разрабатываемые Министерством юстиции совместно с МВД, предполагают введение отдельного состава административного правонарушения, что позволит более гибко применять закон в различных ситуациях и предотвращать травматизм среди молодежи.
Ожидается, что в ближайшем будущем КоАП будет обновлен, и появится ясная законодательная база по использованию питбайков. Введение четких запретов и ответственность не только для водителей, но и для родителей, послужит дополнительным стимулом к соблюдению порядка и созданию более безопасной среды. Это открывает новые возможности для любителей мини-мотоциклов: занятия спортом и хобби смогут стать еще интереснее, а главное — безопаснее для всех участников дорожного движения и общества в целом.
В начале лета председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев (ЕР) выступил с инициативой ограничить свободную реализацию питбайков. Такая мера, по его мнению, необходима в связи с заметным увеличением количества ДТП с участием этих транспортных средств. В связи с этим был направлен запрос на разъяснение позиции МВД по данному вопросу.
В своем ответе представители министерства подчеркнули, что установление правил касательно продажи товаров и порядок приобретения права собственности на данные виды техники не относятся к их компетенциям. Как отмечается в пояснении, вопросы оформления собственности на транспорт и вопросы управления им — это совершенно разные аспекты, которые не пересекаются в правом поле. Иными словами, приобретение питбайка не дает автоматического права на использование его в транспортном потоке, если управление подобной техникой требует соблюдения специальных правил и получения соответствующих разрешительных документов.
Вопросы регулирования: как происходит продажа питбайков
Питбайки становятся все более популярными среди молодежи как средство активного отдыха и обучения начальным навыкам мотоспорта. Однако их легкость и доступность приводят к возникновению дискуссий о необходимости контроля продажи подобных транспортных средств. При этом контроль самой продажи, как оказалось, не регулируется ведомством, отвечающим за безопасность дорожного движения.
На сегодня для покупки и оформления права собственности на питбайк не требуется специально получать разрешения со стороны МВД. Это значит, что вопрос о допуске к продаже и ограничениях находится в ведении других государственных структур или может стать предметом законодательных инициатив на федеральном уровне. Вместе с тем вопрос безопасного использования техники и предотвращения аварийности остается крайне актуальным. Для всех владельцев и потенциальных покупателей важно помнить о личной ответственности, необходимости соблюдения техники безопасности, а также следовать действующим нормативам и законам, чтобы спорт и отдых оставались максимально безопасными.
Безопасность прежде всего
С каждым годом мототехника становится все доступнее, и питбайки яркий пример этого. Они привлекают своей мобильностью и маневренностью, однако для их безопасной эксплуатации требуется внимательность со стороны пользователей и родителей несовершеннолетних. Развитие правовой базы и совершенствование механизмов контроля должны идти рука об руку с популяризацией ответственного подхода к вождению и приобретению такой техники. Современные реалии требуют совместных усилий всех участников рынка, государственных органов и общества для создания условий, в которых развитие мотоспорта и активного отдыха не будет сопровождаться ростом числа несчастных случаев.
В заключение можно отметить, что безопасность и ответственность — главные ориентиры при использовании любой техники. Владельцы питбайков могут наслаждаться любимым хобби, соблюдая правила и законы, ведь именно от бережного отношения к безопасности зависит благополучие на дорогах и на треках страны.
Источник: www.kommersant.ru






