Верховный суд ограничил коммерческую деятельность общественной организации

Верховный суд РФ принял важное решение, касающееся использования государственной авиации в коммерческих целях. Согласно постановлению, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ) не имеет права применять свои воздушные суда для выполнения платных работ без специального сертификата эксплуатанта гражданской авиации.
Поводом для судебного разбирательства стал выигранный ДОСААФ аукцион на обучение пожарных парашютному делу. После заключения контракта стоимостью 4,3 миллиона рублей альянс «Аэрохимфлот» обратился в Федеральную антимонопольную службу. ФАС провела проверку и выявила нарушение законодательства, поскольку у ДОСААФ отсутствовал необходимый сертификат для проведения подобных работ.
Несмотря на то, что нижестоящие суды поддержали позицию ДОСААФ и заказчика, Верховный суд встал на сторону антимонопольного ведомства. Ключевым аргументом стало то, что данный вид деятельности носит коммерческий характер и не относится к государственным задачам, для которых предназначена государственная авиация.
Согласно действующему законодательству, использовать государственную авиацию в коммерческих целях могут только федеральные органы исполнительной власти и «Роскосмос», причем исключительно для перевозки служебных пассажиров и грузов. Все остальные организации, включая ДОСААФ, для выполнения коммерческих задач должны использовать гражданскую авиацию при наличии соответствующего сертификата.
Исторический контекст и перспективы
Противоречия между ДОСААФ и авиационными предприятиями по поводу выполнения коммерческих авиационных работ существуют уже более десятилетия. Еще в 2013 году Министерство транспорта высказалось о неправомерности осуществления обществом коммерческих воздушных перевозок без надлежащего сертификата.
Сложившаяся ситуация требует пересмотра правового статуса воздушных судов ДОСААФ. Существует несколько возможных путей решения проблемы. Организация может получить необходимый сертификат эксплуатанта гражданской авиации или работать на основании специального разрешения от уполномоченных органов власти, например, МЧС.
Эксперты отмечают, что текущее регулирование работы авиации не учитывает особый статус ДОСААФ как общественно-государственной организации. Законодательство в этой сфере формировалось в конце 1990-х годов, когда современная структура ДОСААФ еще не существовала.
Решение Верховного суда создает прецедент, который может повлиять на дальнейшее развитие авиационной отрасли и систему государственных закупок в этой сфере. Однако практическая реализация контроля за соблюдением новых требований может оказаться достаточно сложной задачей.
Источник:www.kommersant.ru






