Выбор профессии и образовательного учреждения: рекомендации для родителей и подростков

Дата:

Выбор профессии и профессионального образовательного учреждения – это важный и сложный этап в жизни подростка. Задача родителей и педагогов — помочь выпускнику школы сделать правильный выбор жизненного пути. Эта задача требует от взрослых терпения, понимания и деликатности.

Следуя рекомендациям психолога, родители смогут помочь подростку осознанно выбрать профессию и ВУЗ.

Создание условий для самопознания подростка

Выбор будущей профессии должен основываться на интересах и склонностях выпускника школы. Подростку важно иметь представление о том, какими талантами он обладает, какие виды деятельности для него станут наиболее перспективными. Для этого родителям необходимо с раннего возраста создавать условия для познания ребенком собственного внутреннего мира, умения прислушиваться к своим потребностям. Родители должны научить школьника выбирать именно те занятия, которые им интересны, а не те, что кажутся более простыми.

Родители должны поощрять стремление ребенка познать себя, проверить свои способности и умения, изучить сферу своих интересов. Огромным потенциалом для решения этой задачи обладает сфера дополнительного образования. Посещая разные кружки и секции, ребенок пробует себя в различных видах деятельности, учится общаться, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в неформальной среде. Все это помогает ему познать различные аспекты собственного «Я».

дети на занятии в кружке

Сделать правильный выбор профессионального пути могут выпускники с адекватной самооценкой. Поэтому задача родителей – формировать такую самооценку у ребенка. Важно научить детей объективно оценивать свои преимущества и слабые стороны характера.

По мнению психологов, оценить свои сильные стороны и выявить слабые черты характера можно с помощью психодиагностических методик и обсуждения различных жизненных ситуаций с родителями. В ходе доверительного общения с матерью или отцом подросток учится замечать свои ошибки, находить способы их устранения. У него формируется адекватное отношение к социуму, и он получает возможность точного определения своего места в структуре социальных отношений.

Формирование знаний ребенка о профессиях и их типах

В старших классах целесообразно пройти процедуру профориентации, чтобы выяснить, какой тип профессии подходит ребенку больше всего. Кроме того, важно познакомить подростка с разными типами профессий и их особенностями.

дети на экскурсии на заводе

Профессии можно классифицировать по разным признакам. Рассмотрим наиболее распространенные подходы к классификации профессий:

Классификация по уровню сложности

В соответствии с таким подходом к классификации, все профессии условно можно разделить на простые, квалифицированные и высококвалифицированные.

  • Простые профессии требуют минимальной подготовки и опыта. Примеры: уборщик, грузчик, разнорабочий.
  • Квалифицированные профессии требуют специальной подготовки. Примеры: сварщик, электрик, медсестра, повар.
  • Высококвалифицированные профессии требуют вузовского диплома. Примеры: врач, инженер, юрист, программист.
грузчики укладывают товар в машину

Классификация профессий по предмету труда

В соответствии с данным подходом профессии делятся на такие типы, как:

  • Человек-человек: учитель, врач, психолог.
  • Человек-техника: инженер, программист, водитель.
  • Человек-знак: бухгалтер, редактор, аналитик данных.
  • Человек-художественный образ: художник, писатель, дизайнер.
  • Человек-природа: агроном, лесничий, эколог.
врач и пациент

Выбор профессии – это осознанный процесс, который требует знаний, времени и поддержки близких.

Подросток на пути выбора профессии
Родители и педагоги играют важную роль в выборе профессии

Классификация профессий по типу деятельности

Такой подход предполагает выделение следующих групп профессий: производственные, управленческие, научные, обслуживающие.

Производственные профессии

Производственные профессии связаны с созданием товаров и услуг. Примеры: строитель, машинист, фермер. Они требуют физической выносливости, развитой моторики рук, иногда технических знаний.

Управленческие профессии

Управленческие профессии предполагают организацию работы предприятия и руководство деятельностью других людей. Примеры: менеджер, руководитель, директор. Они требуют лидерских качеств, умения принимать решения, организаторских способностей.

Научные профессии

Научные профессии связаны с исследованиями, разработкой новых технологий и знаний. Примеры: ученый, исследователь, преподаватель в университете. Такие профессии требуют аналитического мышления, критического подхода, способности к исследовательской работе.

Обслуживающие профессии

Обслуживающие профессии связаны с предоставлением различных услуг населению. Примеры: продавец, парикмахер, официант, туристический агент. Они требуют коммуникативных навыков, навыков командного взаимодействия, иногда специальных знаний.

программист пишет код

Помощь в профессиональной ориентации

Профессиональный психолог поможет ребенку пройти тестирование и получить объективную оценку своих способностей и интересов.

Чтобы больше узнать о той или иной профессии, рекомендуется посещать дни открытых дверей в учебных заведениях. Расширить и углубить представление о профессиональной деятельности того или иного специалиста можно посредством посещения тематических выставок и просмотра художественных фильмов о разных профессиях. Беседы с представителями той или иной профессиональной сферы помогут подростку сформировать правильное представление о специфике труда на разных должностях.

Кроме специфики труда важно показать ребенку ценность определенных профессий для рынка. Это можно сделать посредством изучения количества вакансий в регионе и анализе уровня заработной платы на них. Это поможет ребенку оценить перспективы трудоустройства.

девочка подросток общается с психологом

Выбор учебного заведения

Наличие свидетельства об аккредитации гарантирует получение качественного образования. Также показательным является рейтинг выбранного заведения среди других аналогичных образовательных учреждений.

Также стоит изучить:

  • предлагаемые направления подготовки и образовательные программы;
  • содержание учебных дисциплин, соотношение в них теоретической и практической подготовки;
  • преподавательский состав;
  • наличие платного отделения.

Выбирая ВУЗ, следует обратить внимание на его удаленность от места жительства будущего студента, доступность общежития, наличие необходимой инфраструктуры.

вид на урфу

Поддержка и принятие решения

Выбрать учебную организацию должен сам ребенок. Родители должны поддержать его в принятом решении. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку, даже если его выбор профессионального маршрута отличается от родительских ожиданий.

Родители не должны переубеждать ребенка, навязывая ему свое видение его профессионального пути. Недопустимо оказывать давление на выпускника. Его выбор должен быть осознанным и самостоятельным.

Помощь в подготовке к сдаче экзаменов

После выбора учебного заведения и будущей специальности нужно начинать подготовку к профильным экзаменам. Задача родителей на этом этапе – помочь школьнику составить план систематической подготовки и контролировать выполнение этого плана. Если есть сомнения в получении ребенком высокого балла на экзаменах, стоит поискать для него репетитора.

подросток готовится к экзаменам

Таким образом, выбор профессии и учебного заведения – важный этап в жизни выпускника школы. Задача родителей – развивать у ребенка навыки самопознания, научить его принимать жизненно важные решения и нести за свой выбор ответственность.

Поделиться:

Последние новости