Правительство России и ФНС вводят новые правила майнинга криптовалют

Дата:


dmytro-demidko-z4vurg-zoeg-unsplash700.jpg
Фото: cnews.ru

В июне 2024 года в России вступил в силу уникальный пакет законодательных и нормативных актов, направленных на легализацию и четкое регулирование деятельности в сфере майнинга цифровых валют. Инициативы, подготовленные Правительством, призваны обеспечить прозрачность работы майнеров, а также эффективный контроль за потреблением электроэнергии. Теперь основным регулятором выступает Федеральная налоговая служба (ФНС), что открывает новые перспективы для участников этого высокотехнологичного направления.

Основные параметры регулирования майнинга: новации закона

Лето 2024 года стало знаковым для российского рынка цифровых валют благодаря вступлению в силу ряда законов, детально регламентирующих майнинг. Документы опубликованы на официальном правительственном портале и уже активно применяются на практике. Закон устанавливает понятия, связанные с майнингом: определяется статус майнинговых пулов, оператора инфраструктуры, раскрываются параметры информационных систем, а также вводится новое определение — адрес-идентификатор. Это уникальная цифровая последовательность, которая помогает отслеживать все транзакции, осуществляемые в рамках работы с цифровой валютой.

Новое законодательство предоставляет Правительству России право устанавливать региональные ограничения, что означает возможность временного или постоянного запрета майнинга на отдельных территориях, если это необходимо для устойчивого функционирования энергосистемы или защиты экологии.

Лимиты по электроэнергии: условия для физических лиц

Одной из ключевых новаций стало утверждение лимита электроэнергии, который определяет правила участия физических лиц в майнинге без обязательного внесения в государственный реестр майнеров. Максимальное значение составляет 6 000 киловатт-часов в месяц. Такой подход обеспечивает баланс интересов государства и граждан, позволяя энтузиастам участвовать в процессе майнинга на домашнем оборудовании при умеренном энергопотреблении, не боясь административных ограничений.

Если объемы потребления превысят установленный лимит, потребуется регистрация в специальном реестре и соблюдение более строгих правил, что создает понятную законодательную основу для крупных и малых участников рынка.

Возможности и права резидентов России при работе с цифровыми валютами

После вступления закона в силу российские резиденты получили ясные, законодательно закрепленные права в сфере цифровых транзакций. Они могут получать вознаграждение в цифровой валюте не только за организацию майнинга и подтверждение блоков, но и за предоставление товаров и услуг. При этом по-прежнему действует запрет на рекламу цифровых валют в коммерческих целях — шаг направлен на предотвращение нежелательных финансовых пирамид.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица могут приступить к майнингу сразу после включения в специализированный реестр, управляющийся ФНС. Физическим лицам регистрация не обязательна — при условии, что они придерживаются утвержденного лимита энергопотребления, что стимулирует развитие домашнего и мелкомасштабного майнинга в рамках закона. Операторами майнинговой инфраструктуры могут регистрироваться только организации и ИП, что повышает прозрачность и ответственность крупных игроков рынка.

ФНС — центральный орган контроля и поддержки майнинга

Согласно последним поправкам к закону «О цифровых финансовых активах», именно Федеральная налоговая служба стала основным регулятором двух главных реестров: лиц, занимающихся майнингом, и операторов майнинговых пулов. Теперь ФНС осуществляет административный и технический надзор за соответствием законодательству, а также собирает и аккумулирует сведения о получении цифровых активов и адресах-идентификаторах всех участников рынка.

Такая структуризация усиливает прозрачность цифровых операций, позволяет государству реагировать на динамику в отрасли и дает дополнительные гарантии и защиту как для майнеров, так и для потребителей цифровых услуг. Ранее этот функционал планировалось закрепить за Минцифры и Роскомнадзором, однако опыт и ресурсы ФНС позволят реализовать контроль и сопровождение в максимально эффективном и безопасном режиме.

Новые механизмы защиты и обязательства участников рынка

В обновленном законе уточнены нормы предоставления информации о цифровых активах и их использовании различным регулирующим инстанциям. Адреса-идентификаторы теперь доступны не только ФНС, но и федеральным органам исполнительной власти, органам дознания, прокуратуре, а также структурам, осуществляющим предварительное следствие. Такой кросс-контроль обеспечивает высокий уровень доверия к системе, минимизирует риски злоупотреблений и незаконных манипуляций.

Отдельно указано, что операторы майнинговой инфраструктуры не могут предоставлять услуги компаниям и предпринимателям, не находящимся в едином реестре — это дополнительный механизм защиты рынка от случайных и непроверенных игроков.

Позитивные перспективы и новые горизонты для российского майнинга

Принятие комплексных нормативных актов о майнинге цифровых валют знаменует начало новой эры для индустрии в России. Созданы прозрачные и справедливые правила игры для всех — от отдельных энтузиастов до крупных корпораций. Такой подход способствует развитию отечественных блокчейн-технологий, цифровых финансовых инструментов и стимулирует приток инвестиций в инновационные отрасли экономики.

Оптимизм вызывают усилия ФНС по обеспечению баланса между необходимым контролем и поддержкой предпринимательской инициативы. Регулирование электрической нагрузки помогает защитить энергосистему страны, а лимиты и реестры предоставляют всем участникам рынка четкую и удобную дорожную карту для стабильного роста. В целом меры поддержки и регулирования майнинга в России помогут укрепить позиции страны на мировом рынке цифровых активов и создать комфортную среду для внедрения новых технологий.

Новые государственные требования к энергопотреблению майнерами

Государство продолжает совершенствовать регулирование сферы майнинга цифровых валют, создавая оптимальные условия для развития этой инновационной отрасли и одновременно обеспечивая стабильность энергетических ресурсов страны. Согласно новому правительственному постановлению, теперь для физических лиц, участвующих в майнинге, вне зависимости от гражданства, предусмотрен чётко определённый лимит потребления электроэнергии — 6 000 киловатт-часов ежемесячно. Этот лимит касается не только индивидуальных майнеров, но и тех, кто задействован в рамках майнинг-пулов. Такая мера направлена на балансировку интересов участников крипторынка с задачами энергетической устойчивости страны, обеспечивая равные возможности для всех.

Местные ограничения на деятельность майнеров: забота об энергосистеме

Правительство Российской Федерации наделено полномочиями ограничивать или запрещать майнинг цифровой валюты в отдельных регионах, если в данных субъектах наблюдается текущий или прогнозируемый дефицит электрической мощности. Например, если определённая территория по актуальным схемам и программам развития электроэнергетики классифицируется как зона обязательной генерации, или если губернатор субъекта инициирует обращение, может быть введён специальный запрет на подобную деятельность. Решения принимаются после тщательного анализа, который осуществляет системный оператор единой энергетической системы. В случае необходимости запрета он предоставляет заключение о балансе энергоресурсов, на основании которого комиссия по развитию электроэнергетики формулирует свои рекомендации. Обязательно указываются конкретные территории, сроки начала и окончания ограничительных мер, позволяя региону гибко реагировать на любые изменения в энергетической ситуации. Такие подходы защищают интересы населения и предприятий, обеспечивая бесперебойную работу ключевых инфраструктурных сегментов.

Публичная прозрачность и защита: оформление реестров майнеров и операторов

Государство также утвердило чёткие правила оформления реестров физических и юридических лиц, занимающихся майнингом, а также операторов инфраструктуры в этой сфере. Несмотря на закрытый доступ — данные не публикуются в открытом интернете — ключевые органы власти, суды, Банк России, территориальные сетевые организации и системный оператор ЕЭС получают необходимые сведения через единую электронную систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Оператором этих реестров назначена Федеральная налоговая служба. Она обязана оперативно, в течение одного рабочего дня вносить любые изменения, касающиеся юридического статуса участников, а все технические ошибки устранять не позже пяти дней. Такой подход обеспечивает надёжный контроль и быстрое реагирование на изменяющиеся условия в отрасли. В реестрах фиксируются не только идентификационные данные, но и адреса точек подключения энергосистемы, сведения о мощности задействованного оборудования, координаты размещения аппаратов, а также информация о соответствующих территориальных сетевых организациях.

Безопасность и идентификация: сотрудничество с государственными органами

В рамках обновлённых регламентов был принят важный документ — «Правила предоставления адреса-идентификатора федеральным органам». Это означает, что по запросу исполнительных органов власти, прокуратуры, следствия и подразделений, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, уполномоченная организация обязана в течение трёх дней предоставить адреса-идентификаторы, связанные с конкретной цифровой валютой или информационной системой. В запросе обязательно указывается наименование цифрового актива и специфика используемой программы или платформы. Такая мера способствует повышению прозрачности в обороте цифровых валют и защищает интересы государства, а также рядовых участников рынка, помогая бороться с недобросовестными игроками и финансовыми нарушениями.

Энергетические квоты для домашних майнеров: современные решения

Введение лимита на потребление электричества в размере 6 000 киловатт-часов за месяц для физических лиц, не входящих в реестр официальных майнеров, обусловлено необходимостью соблюдать баланс между поддержкой майнинговой активности и сохранением энергетической стабильности. Эта квота распространяется как на индивидуальных участников, так и на тех, кто работает в составе майнинг-пулов. Такая система регулирует нагрузку на электрические сети и способствует равномерному распределению ресурсов, в отличие от ранее встречавшейся неорганизованности, когда нагрузка на энергосистему отдельных регионов могла значительно превышать допустимые значения. Новые правила создают прозрачные и понятные условия для всех желающих заниматься майнингом, сохраняя при этом устойчивую работу инфраструктуры.

Комплексность подхода: шаги в сторону устойчивого развития

Принятые подходы демонстрируют заботу государства о гармоничном развитии финансовых технологий и энергетики. Организационные меры, такие как создание специализированных реестров и оперативное информационное взаимодействие между ведомствами, нацелены на минимизацию потенциальных рисков и обеспечение безопасности отрасли. Освежённая структура контроля создает благоприятные условия для честных игроков цифрового рынка, предоставляя им защищённую среду для работы и роста, а также одновременно охраняет интересы каждого гражданина, учитывая интересы регионов и всей страны. Гибкий и динамичный подход в регулировании майнинга способствует формированию благоприятного инвестиционного климата, стимулирует развитие инноваций и позволяет России с оптимизмом смотреть в будущее цифровой экономики.

В современной цифровой экономике майнинг криптовалюты становится важной частью развития финансовых технологий. Государство стремится к прозрачности и надежности действий участников рынка, поэтому вводит четкую систему реестров майнеров и операторов майнинговой инфраструктуры. Это позволит создать безопасные и благоприятные условия для дальнейшего роста отрасли, способствуя внедрению инноваций и устойчивому развитию бизнеса.

Требования к операторам майнинговой инфраструктуры

Для поддержания высокого уровня доверия и прозрачности в сфере майнинга, в реестр операторов майнинговой инфраструктуры включается подробная информация. Среди обязательных данных указывается доменное имя сайта оператора, что облегчает для регуляторов и партнеров идентификацию и взаимодействие с компаниями. Кроме того, отражается наличие у оператора на правах собственности или иных законных основаниях объекта генерации электрической энергии, необходимого для стабильных поставок электроэнергии своим клиентам.

Ключевым параметром является и максимальная мощность, которую оператор готов предоставить каждому участнику майнинга. Это обеспечивает равные условия для всех игроков рынка и помогает рационально распределять энергетические ресурсы. Такая детализация гарантирует, что все процессы будут проходить в рамках закона, а инфраструктура будет соответствовать самым современным требованиям безопасности и эффективности.

Особое внимание уделяется и юридическим лицам-майнерам: в реестре фиксируются сведения о всех акционерах и конечных бенефициарах, обладающих более чем 25% долей в уставном капитале. Это способствует отслеживанию структуры владения и позволяет эффективно бороться с возможными проявлениями недобросовестного поведения.

Порядок подачи и рассмотрения заявлений

Процедура подачи заявлений на включение в профессиональные реестры максимально упрощена и осуществляется в электронном виде, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Это значительно ускоряет обработку документов и делает процесс удобным для всех участников. Поданные сведения проверяются в течение 15 рабочих дней, что позволяет оперативно реагировать на потребности рынка и поддерживать его динамичное развитие.

В случае необходимости предоставления дополнительных документов, срок рассмотрения заявления может быть продлен на 10 рабочих дней. Такой подход позволяет всесторонне изучить информацию и гарантировать корректность решений. Федеральная налоговая служба (ФНС), в свою очередь, обязуется информировать общественность о результатах рассмотрения заявлений на своем официальном сайте не позднее следующего рабочего дня после принятия решения.

Основанием для отказа в регистрации могут послужить отсутствие необходимых документов, предоставление неполных или недостоверных сведений, а также несоответствие заявителя требованиям законодательства. Такой прозрачный механизм помогает поддерживать высокий уровень доверия среди участников рынка и регулирующих органов.

Процедура исключения из реестров: ключевые аспекты

Сохранение открытости и ответственности – один из ключевых принципов регулирования отрасли майнинга. Поэтому в законодательстве предусмотрен четкий и понятный порядок исключения операторов и майнеров из соответствующих реестров при наступлении определенных условий. Решение об исключении может быть принято по заявлению субъекта, при ликвидации юридического лица, обнаружении нарушений режима потребления электричества или выявлении недостоверных данных в ЕГРЮЛ.

Если майнер нарушил запрет на осуществление деятельности на определенной территории, восстановить регистрацию он сможет не ранее чем через год с момента исключения. Во всех иных ситуациях повторная подача заявления возможна сразу после устранения выявленных нарушений. Это мотивирует участников рынка своевременно реагировать на замечания и поддерживать высокий уровень соответствия требованиям закона.

Для физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, предусмотрены дополнительные основания для исключения: неоднократные нарушения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, а также неисполнение требований к структуре собственности и отчетности. Такой подход позволяет эффективно контролировать рынок и противостоять незаконным финансовым операциям.

Инновации и прозрачность – залог стабильного развития отрасли

Инновационность и прозрачность – два главных принципа современной сферы майнинга. Разработка и внедрение единого цифрового реестра помогают повысить открытость всей экосистемы. Благодаря этому механизму не только государство, но и сами участники рынка могут быть уверены в легальности и честности бизнес-процессов. Методы электронного взаимодействия, введение новых стандартов отчетности и идентификации сыграли значимую роль в стимулировании честной конкуренции среди майнеров и операторов инфраструктуры.

Внедрение обязательных требований по раскрытию информации также способствует формированию здорового делового климата, где каждый участник понимает прозрачные и предсказуемые правила игры. Это формирует крепкую основу для притока инвестиций, что особенно важно для дальнейшего роста российского рынка цифровых валют и новых финансовых технологий.

Преимущества для участников рынка

Открытая и понятная система включения в государственные реестры предоставляет майнерам множество преимуществ. Во-первых, это помогает официально заявить о своей деятельности, что открывает перед бизнесом новые возможности для сотрудничества, привлечения партнеров и инвесторов. Во-вторых, участники рынка получают гарантии правовой защиты и возможность оперативного разрешения спорных ситуаций.

Являясь резидентом реестра, юридическое или физическое лицо демонстрирует свою приверженность прозрачности, законности и соблюдению высоких стандартов работы. Это значительно повышает уровень доверия со стороны потенциальных клиентов и партнеров, облегчает привлечение финансирования и способствует стабильному росту бизнеса.

Заключение: новые горизонты развития сферы майнинга

Формирование единого реестра майнеров и операторов майнинговой инфраструктуры – это значимый шаг вперед для всей отрасли, который способствует развитию ответственного и устойчивого бизнеса. Внедрение современных стандартов, четкое соблюдение законодательных требований и ориентация на инновации гарантируют стабильность и прозрачность работы игроков цифрового рынка. Создавая благоприятные условия для операторов и майнеров, государство стимулирует развитие передовых технологий и поддерживает инвестиционную привлекательность сектора. В будущем такая эволюция регулирования станет надежным фундаментом для дальнейшего роста и процветания отечественной цифровой экономики.

Согласно требованиям законодательства, если субъект нарушил положения 115-ФЗ, а также в случаях выявления несоответствия требованиям закона или предоставления недостоверной информации, он сможет снова подать заявление на включение в реестр лишь спустя год. В прочих ситуациях, когда нарушения были устранены, повторное обращение доступно сразу после их ликвидации. Эта мера направлена на повышение прозрачности и ответственности участников рынка, а также на развитие честных и эффективных деловых отношений во всех сферах деятельности, связанных с майнингом.

Ключевые требования к операторам майнинговой инфраструктуры

Одним из важных нормативных актов, регулирующих деятельность операторов майнинговой инфраструктуры, является постановление Правительства о требованиях к деятельности таких операторов. Организация, осуществляющая функции оператора майнинговой инфраструктуры, обязана гарантировать бесперебойную и надежную эксплуатацию всех систем, поддерживать высокий уровень защиты информации и обеспечивать устойчивое электропитание своих объектов во время работы. Для выполнения этих задач необходимо создать службу внутреннего контроля, а также службу управления рисками, либо назначить должностных лиц, ответственных за данные направления.

Система контроля и управления рисками способствует предотвращению возможных угроз и обеспечивает стабильную работу всех процессов. Это позволяет не только повышать качество услуг и уровень доверия со стороны клиентов, но и способствует развитию инновационных технологий в майнинговой отрасли. Операторы, придерживающиеся этих требовательных стандартов, способны развивать свои проекты на качественно новом уровне, способствуя технологическому прогрессу в стране.

Высокие стандарты к руководящему составу

На всей протяжении своей профессиональной деятельности, управленческая команда операторов майнинговой инфраструктуры должна удовлетворять целому ряду строгих требований. Кандидаты на должности единоличных исполнительных органов и членов коллегиальных исполнительных органов обязаны иметь высшее образование, а также не менее двух лет опыта руководства организацией на финансовых рынках, предприятиями в сфере информационно-коммуникационных технологий или эквивалентный опыт на руководящих постах в органах государственной власти РФ, странах ЕАЭС, субъектах федерации и Банке России.

Члены наблюдательного совета также должны иметь высшее образование. Важно подчеркнуть, что главный бухгалтер обязан не только иметь высшее образование, но и подтвержденный опыт работы не менее одного года в сфере бухгалтерского учёта, составления отчетности или аудита. Руководители служб внутреннего контроля и управления рисками должны иметь образование уровня вуза и опыт не менее года по направлениям методологии, оценки управления рисками, внутреннему контролю или аудиту, либо занимать руководящие должности в государственных органах или в организациях Евразийского экономического союза.

Ограничения и условия для руководителей

В целях прозрачности и надежности, на руководящие позиции операторов майнингов наложен ряд ограничений. Например, эти должности не могут занимать лица с непогашенной или неснятой судимостью за умышленные преступления. Также препятствием являются случаи неоднократного (два и более раз за последние три года) привлечения к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, либо если человек был наказан по уголовной статье, связанной с банкротством, в течение последних пяти лет.

Кроме того, ограничения распространяются на лиц, включённых в перечень 115-ФЗ в связи с финансированием экстремистской деятельности или терроризма, а также в перечни, определённые уставом ООН и решениями Совбеза ООН, связанными с террористическими организациями или распространением оружия массового уничтожения. Дополнительно, не допускаются лица, в отношении которых вынесено решение о замораживании активов по решению межведомственного координационного органа по предотвращению финансирования терроризма.

Особенности для индивидуальных предпринимателей

Индивидуальные предприниматели, планирующие выступать в роли оператора майнинговой инфраструктуры, также должны отвечать определённым критериям. Прежде всего, необходимо наличие высшего образования, что подтверждает достаточный уровень профессиональной подготовки. Кроме того, предприниматель должен иметь безупречную деловую репутацию. Эти условия подчеркивают высокий стандарт входа на рынок и формируют вокруг майнинговых проектов атмосферу предсказуемости и доверия.

Данные требования позволяют обеспечивать качественное управление майнинговыми мощностями, а также эффективно внедрять современные технологии и развивать новые направления бизнеса. Для предпринимателей, которые только планируют долгосрочную работу в сфере майнинга, следование подобным стандартам открывает широкие перспективы для роста и успешного масштабирования проектов.

Ответственность и перспективы: рост через соблюдение закона

В случае каких-либо нарушений операторы или индивидуальные предприниматели сталкиваются с необходимостью временной паузы до повторного обращения в реестр — от одного года для серьезных нарушений до немедленного обращения при скором устранении мелких недочетов. Такой подход стимулирует всех участников рынка к поддержанию законопослушности и честной деловой репутации, что в долгосрочной перспективе приводит к укреплению устойчивости всего сектора и позитивно влияет на его восприятие в обществе.

Соблюдение всех установленных требований выгодно не только для легализации и долговременной стабильности отрасли, но и для формирования позитивного имиджа российских майнинговых компаний на международном уровне. Благодаря проработанной нормативной базе, рынок майнинга получает возможности для успешного и динамичного развития, чему способствуют и современные стандарты взаимодействия с государственными органами, и прозрачная система контроля.

Именно ответственность, высокий профессионализм и неукоснительное соблюдение закона становятся гарантией того, что майнинговая отрасль сможет привлекать инвесторов, внедрять передовые решения и вносить вклад в технологический прогресс страны. Соблюдение всех вышеуказанных требований открывает большие перспективы как для действующих операторов, так и для тех, кто только задумывается о вхождении в этот инновационный и перспективный сектор.

Подача сведений о получении цифровой валюты

Правительство продолжает совершенствовать регулирование цифровых финансовых активов. Недавно принят еще один важный нормативный акт, устанавливающий обязательство для майнеров цифровой валюты своевременно сообщать о полученных доходах в результате майнинга. Согласно этому постановлению, лица, занимающиеся майнингом, обязаны информировать Федеральную налоговую службу (ФНС) о выпуске и объеме добытой цифровой валюты, а также указывать адрес-идентификатор, где хранятся цифровые активы.

Передача данных осуществляется исключительно в электронном формате, что обеспечивает оперативность и удобство взаимодействия между майнерами и ФНС. Подавать отчет необходимо не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором была получена цифровая валюта. Это позволяет соблюдать финансовую прозрачность и способствует формированию надежной системы регулирования сферы майнинга.

Данный подход помогает создавать благоприятные условия для всех участников рынка цифровых валют, делая регистрацию операций и контроль прозрачнее, а взаимодействие с государственными органами — проще и безопаснее. Введение стандартизированной процедуры отчетности значительно облегчает процесс администрирования и упрощает соблюдение действующего законодательства для всех лиц, работающих в цифровой экономике.

Ответственность и защита сведений

Особое внимание уделяется защите информации, предоставляемой майнерами. Федеральная налоговая служба обязана организовать надежный учет и безопасное хранение всех поступивших сведений, включая данные, составляющие коммерческую или служебную тайну, а также другую охраняемую законом информацию. Современные технологии обработки и хранения данных позволяют существенно минимизировать любые риски несанкционированного доступа и гарантируют сохранность конфиденциальных сведений.

Разглашение информации, находящейся под особой защитой, недопустимо: за подобные действия предусмотрена строгая ответственность для должностных лиц ФНС в соответствии с действующим законодательством. Такой подход формирует доверие со стороны бизнеса и гарантирует, что права и интересы участников цифрового рынка надежно защищены.

Государство демонстрирует готовность поддерживать развитие легального майнинга, обеспечивая понятные и прозрачные правила, комфортные условия отчетности и неукоснительную защиту информации. Открытость и последовательность власти в вопросах регулирования способствуют поступательному развитию отрасли, расширяют инвестиционные возможности и укрепляют позиции цифровых валют на отечественном рынке.

Источник: biz.cnews.ru

Поделиться:

Разное