
Российское правительство продолжает активную работу по поддержке ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и поиску наилучших инструментов для устойчивого развития отрасли. Первый заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Дмитрий Пьянов заверил, что сценарий конвертации части долговых обязательств РЖД в пакеты акций с последующим их обратным выкупом государством, как способ поддержки компании, не входит в план рассматриваемых мер. По словам Дмитрия Пьянова, подобные рассуждения «не соответствуют действительности» и не отражают текущую позицию как ВТБ, так и соответствующих государственных органов.
Позиция ВТБ и перспективы господдержки РЖД
Дмитрий Пьянов отметил, что банк выступает за прозрачный и сбалансированный подход в вопросах поддержки крупнейшей транспортной компании страны. Каким образом будет реализована дальнейшая помощь РЖД, пока не уточняется, однако можно говорить об оптимистичном настрое ключевых участников процесса. Источники отмечают, что обсуждение эффективности и последствий различных вариантов поддержки продолжается на самом высоком уровне, и в ближайшее время ожидаются новые решения, направленные на укрепление финансовой стабильности РЖД.
Ранее министр финансов России Антон Силуанов прокомментировал ситуацию вокруг реструктуризации долговой нагрузки РЖД. Министр напомнил, что государство придерживается строгих принципов расходования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). По закону, эти средства могут быть использованы либо на компенсацию выпадающих доходов бюджета в связи с ценовой конъюнктурой на нефть, либо на приоритетные технологические проекты. Силуанов подчеркнул, что финансовое руководство страны внимательно рассматривает все потенциальные варианты поддержки инфраструктурных проектов, поскольку железнодорожная отрасль играет ключевую роль в экономике России.
Комплексный подход к финансовому оздоровлению РЖД
Сообщалось, что ранее обсуждались несколько возможных путей поддержки железнодорожной компании. Среди них — увеличение тарифов на грузовые перевозки, ускоренное выделение субсидий, предоставление отсрочек по налоговым платежам, а также вариант с преобразованием долга в долевые инструменты приобретения государством. Такие разнонаправленные инициативы свидетельствуют о поиске комплексного подхода, который не только поможет снизить долговую нагрузку, но и создаст условия для долгосрочного развития всей отрасли.
Вопрос о выборе подходящего решения должен быть вынесен на обсуждение в декабре, когда правительство проведет масштабное совещание, посвященное инвестиционной программе РЖД на 2026 год. Представители отрасли и чиновники объединят усилия, чтобы сформировать наиболее сбалансированный и конструктивный механизм поддержки компании, который будет способствовать реализации стратегических приоритетов транспортного сектора страны.
Экономическая устойчивость и новые перспективы для РЖД
Несмотря на временные трудности, связанные с ростом расходов на обслуживание кредитов из-за повышения ключевой ставки, руководство РЖД демонстрирует уверенность в будущем компании. По итогам первых трех кварталов 2025 года убытки были обусловлены именно возросшими выплатами по займам, но в стратегическом разрезе руководство рассчитывает на стабилизацию финансовой модели.
В текущих условиях важным элементом становится гибкое взаимодействие между государством, банками и самой компанией, что позволит находить экономически эффективные решения даже в непростых рыночных условиях. Учитывая значимость РЖД для перевозок по всей территории Российской Федерации, государство намерено поддерживать компанию, сохраняя при этом баланс между необходимостью экономии бюджетных средств и развитием ключевых инфраструктурных направлений страны.
Таким образом, текущая ситуация воспринимается не как кризис, а как стимул для реализации новых резервов роста и поиска оптимальных путей развития. Скоординированная работа правительства, Банка ВТБ, министерств и РЖД внушает уверенность в благополучном разрешении всех стоящих перед компанией задач.
Источник: lenta.ru






