Уникальная маска сатира с Тамани раскрывает тайны античного театра Фанагории

Дата:


indicator.ru
Фото: indicator.ru

Пытливые участники археологической экспедиции на Таманском полуострове сделали сенсационное открытие в Фанагории! При поддержке фонда "Вольное Дело" ими найдено первое материальное подтверждение существования здесь античного театра – фрагмент яркой актёрской маски сатира. Этот весёлый спутник Диониса был одним из самых узнаваемых героев греческой комедии. Удивительный фрагмент терракоты, датируемый II веком до н.э., запечатлел правую часть лица сказочного существа: крупное ухо, выразительные скулы, глаз с отверстием вместо зрачка и пышную бороду. Такое сообщение распространила пресс-служба фонда.

Яркий символ античной комедии

Поразительная сохранность и насыщенность красок позволяет определить маску как элемент спектаклей "новой комедии". Глаз обрамлен ярко-голубым, а борода и усы – сочно-красными. Боковое отверстие явно предназначалось для крепления ремешка. Габариты находки (примерно 30 см) и крупные вырезы для глаз и рта не оставляют сомнений: перед нами подлинный театральный реквизит.

Магия перевоплощения

Маски служили древнегреческим актёрам ключом к мгновенной смене образов в ходе представлений. Эти выразительные лица не только передавали эмоции, но и через цвета, черты, такие как буйная борода и рыжина, повествовали зрителям о характере героя. Фрагмент из Фанагории легко узнается именно как сатир: его утрированные черты, растрепанная грива волос и характерные подковообразные усы были отличительной приметой козлоногих спутников Диониса, воспевавших его деяния в процессиях и представлениях.

Находки в сердце полиса и загадки прошлого

Осколок маски обнаружен в самом центре античной Фанагории. Исследователи выдвигают интригующее предположение: после театрального "заката" реликвию могли использовать в таинственных мистериях или в качестве жертвоприношения богам. Ранее здесь уже находили миниатюрные (до 10 см) сакральные лики сатиров и комического персонажа. Подобные маски крепили к ритуальным столбам и устанавливали в святилищах, обращаясь с просьбами об исцелении и исполнении чаяний.

Театральные традиции Причерноморья и культ Диониса

Античные авторы, вроде Полиэна (IV в. до н.э.), упоминали о существовании театров в Северном Причерноморье. Полиэн описывал хитроумный план полководца Мемнона, отправившего на Боспор певца Аристоника. Когда местные жители толпами повалили в театры послушать знаменитого музыканта, Мемнон получил отличную возможность оценить демографический и военный потенциал территории. Открытие в Фанагории стало важным звеном в этом историческом пазле! Современные исследователи предполагают, что величественное сооружение могло располагаться на одном из городских холмов с живописнейшим видом на море и древний Пантикапей (ныне Керчь), бывшую столицу Боспорского царства.

Театральные маски были неразрывно связаны и с почитанием Диониса, бога, дарующего вино и священный экстаз. Участники дионисийских таинств, облачаясь в маски, словно теряли собственный облик, преображаясь в иных существ. В Фанагории культ Диониса расцвел махровым цветом при могущественном царе Митридате VI Евпаторе, считавшем его своим божественным покровителем и даже носившем имя Диониса. В ту славную эпоху изображения бога и его неистощимых на выдумки спутников красовались буквально повсюду: от монет и амфорных клейм до изящных статуэток и чернолаковой посуды.

Источник: indicator.ru

Поделиться:

Разное