Георг Базелиц, Игорь Стравинский и Изабель Фауст на Зальцбургском фестивале

Дата:

Магия неожиданного: новые имена и необычные форматы на фестивале

Благодаря видеоэкранам лица актеров в «Метели» Кирилла Серебренникова можно рассматривать, как сквозь увеличительное стекло
Фото: kommersant.ru

Зальцбургский фестиваль всегда был оазисом великих имён, но за каждой громкой фамилией здесь скрываются ярчайшие открытия. Этим летом зрители были приятно удивлены участием таких самобытных и разноплановых персон, как Георг Базелиц, Игорь Стравинский, Изабель Фауст, Антон Батагов и Александр Маноцков. Их творческий вклад подарил фестивалю вовсе неожиданный, свежий импульс развития, ведь Зальцбург славится не столько повторением традиций, сколько умением удивлять.

Главным событием театральной программы стала постановка «Истории солдата» Стравинского — произведения на стыке музыки, литературы и пластики. Хотя сцена марионеточного театра показалась бы странным выбором даже самим авторам, именно она открыла для зрителей новый смысл шедевру Стравинского и его соавтора — знаменитого швейцарского литератора Шарля Фердинанда Рамю.

Путешествие героя: когда кукол оживляют мировые звёзды

Сочетание исключительных талантов стало знаковым для этой постановки. Скрипка в руках блистательной Изабель Фауст звенела с ювелирной точностью, за кларнет отвечал знаток французской сцены Паскаль Мораг, а на фаготе играл неповторимый Джорджо Мандолези из Италии. Нельзя не отметить художника постановки — Георга Базелица, чьи марионетки словно сошли с полотен, поражая зрителя эксцентричностью форм и образов.

Особый восторг вызвала игра Доминика Хорвица, который стал настоящим средоточием спектакля. Сидя частично спиной к публике, он виртуозно и с невероятным мастерством озвучивал сразу несколько ролей, передавая нюансы всех характеров. Музыкальные фразы переплетались с кукольной пластикой, а зрители попадали в плен этой сложной, синтетической феерии.

И что примечательно: несмотря на масштаб звезд, проект вовсе не стал примером выставки громких имён ради афиши. Любовь к искусству и совместное творчество заставили каждого участника отдавать частицу души на сцене — это заметно даже в мельчайших деталях взаимодействия. Непривычная эстетика Базелица преображала восприятие привычного кукольного театра, стирая границы жанров и поднимая вопрос: а кто на самом деле движет куклами — люди или воображение?

Современные акценты: Сорокин, Серебренников и живая музыка

Зальцбургский фестиваль не ограничился мэтрами классики. Эпатажный и многослойный Владимир Сорокин представил в этом году фантасмагорическое театральное действо, по-новому интерпретирующее мотивы и архетипы русской культуры. Его постановки, привнесённые в авангардный европейский контекст, уживаются в пространстве фестиваля рядом с работами современных режиссёров, среди которых особенно выделяется Кирилл Серебренников.

Серебренников продолжает ломать привычные схемы сценографии, привлекая к постановкам талантливых музыкантов, таких как Антон Батагов, Александр Маноцков и Филипп Авдеев. Музыкальные эксперименты наших дней органично сочетаются с театральной традицией, а наличие в труппе Люсинды Чайлдс, удаётся объединить пластику и хореографию с живой музыкой в едином синтезе. Свежий взгляд на привычные истории покоряет сердца зрителей всех возрастов.

Фестиваль во всей палитре: диалог искусств и культур

Зальцбург ныне — это не просто площадка встреч, а история глубокого обмена энергией между школами, странами и эпохами. Между исполнителями и зрителями возникает подлинная магия сотворчества: здесь соседствуют анархические полотна Георга Базелица с пленительными феноменами Владимира Сорокина, а пафос строгих дирижёров сменяется элегантностью скрипки Изабель Фауст или мощью вокала Филиппа Авдеева и Влада Огая.

Отдельного упоминания заслуживает артист Аугуст Диль, чьё актерское мастерство стало украшением нескольких спектаклей на грани драмы и мистического фарса. Архитектурно и звуково фестиваль раздвигает привычные рамки восприятия, приглашая публику к диалогу, в котором нет проигравших, а есть только вдохновлённые открытиями единомышленники.

Оптимизм в каждой ноте: культура, обретённая заново

Зальцбургский фестиваль этого года ещё раз подтвердил репутацию территории смелых экспериментов и свежего взгляда на привычное. Здесь истоки классики гармонично сочетаются с острой современностью — и всё это проходит в обёртке жизнеутверждающей радости творчества. Мастерство Георга Базелица, гений Игоря Стравинского, артистизм Изабель Фауст превращают време́нные границы в мосты, объединяя старое и новое, знакомое и неизведанное. Этот фестиваль — настоящая лаборатория радости и надежды, где каждый выход к зрителю становится настоящим праздником искусства и подлинным подарком всем любителям гармонии и прекрасного во всех его проявлениях.

В разделе «Театр» гостей приятно удивил современный танец: на сцене выступила прославленная труппа Люсинды Чайлдс, признанной иконой постмодернистской хореографии. История Чайлдс неразрывно связана с эпохой расцвета авангардного танца: ее участие в становлении легендарного Judson Dance Theater в Нью-Йорке вошло в золотой фонд мирового искусства. Сегодня появление Люсинды Чайлдс на сцене можно смело назвать настоящим событием, а каждое ее выступление — уникальным вкладом в развитие хореографии. Она по-прежнему остается редким свидетелем и соавтором эпохальных проектов, среди которых знаковая опера «Эйнштейн на пляже» 1976 года, созданная в тандеме с Робертом Уилсоном, где Чайлдс блистала как хореограф и танцовщица.

Современное искусство на стыке жанров

На этот раз программа носила лаконичное название — «Четыре новые работы». Этот современный балет стал результатом сотрудничества сразу нескольких авторитетных европейских фестивалей, а его премьера состоялась чуть более года назад. Единственное, чего зрителям явно не хватило, — продолжительности спектакля: настолько захватывающим оказалось исполнение, что хотелось бы продлить удовольствие. Особое место занимает участие самой Люсинды Чайлдс, появляющейся в «Geranium’64» — она выходит на сцену величественно, производя неизгладимое впечатление.

Сценографию для постановки создал Анри Сала, талантливый видеоинсталлятор и художник из Албании, чьи масштабные визуальные решения стали весомым акцентом спектакля. Гигантский видеоэкран, захватывающий звук и полное слияние аудиовизуального ряда с танцем превращают каждую сцену в настоящий перформанс. Таким образом, ключевые творческие личности — от Салы до Базелица — гармонично вписались в программу фестиваля, подчеркивая многогранность искусства.

Музыкальное сопровождение и авторские эксперименты

Музыка стала важной составляющей спектакля. Для трех балетов были выбраны произведения Иоганна Себастьяна Баха, известной современной композиторки из Исландии Хильдур Гуднадоуттир (автора саундтреков к «Джокеру» и сериалу «Чернобыль») и американца Филипа Гласса. Особое удовольствие доставило то, что партии Баха и Гласса прозвучали в живом исполнении выдающегося пианиста Антона Батагова. Между номерами он исполнил свое сочинение — «Лирическую музыку», тем самым пополнив ряды современных авторов, звучащих на прославленном фестивале Зальцбурга, и внося свежий импульс в музыкальную палитру вечера.

В итоге программа «Четыре новые работы» стала настоящим подарком для поклонников современного танца и искусства: потрясающая энергия, гармония музыки и хореографии, яркие сценические образы оставили у каждого гостя заряд вдохновения и надежды на новые открытия. Несмотря на скромную продолжительность, этот вечер вновь доказал, что возможности современного театра не имеют границ, а высокая хореография в сочетании с актуальной музыкой способна пробудить самые искренние чувства и творческие порывы.

В числе крупнейших событий театрального сезона ярко выделяется работа композитора Александра Маноцкова. Он создал музыкальное сопровождение к спектаклю Кирилла Серебренникова «Метель», который стал масштабной копродукцией одного из крупнейших фестивалей Европы и Драматического театра Дюссельдорфа. Замысел постановки основан на первой книге трилогии Владимира Сорокина о докторе Гарине, роль которого досталась знаменитому актеру Аугусту Дилю. Главный герой пускается в непростое путешествие вместе с хлебовозом Козьмой, прозванным Перхушей, которого воплощает на сцене Филипп Авдеев, ранее игравший в «Гоголь-центре». Их путь лежит в заснеженную деревню, куда они везут столь необходимую вакцину, но добрые намерения героев сталкиваются с могучей русской стихией — настоящей метелью и суровыми испытаниями, которые для зрителей воплощает сразу несколько артистов.

Новые горизонты театрального зрелища

Место действия — сцена, расположенная в уникальном индустриальном пространстве бывшей солеварни Халлайна. Именно здесь активно реализуются самые амбициозные проекты, поражающие своим размахом и атмосферой. Художник Влад Огай совместил в декорациях строгость и инновации: на сцене развивается длинный стол-помост, ставший эпицентром действия, за которым взору публики открывается невероятная фантастическая повозка. Особое внимание уделено деталям — повозка оборудована целым рядом миниатюрных лошадок, словно взятых из волшебного мира, что придает постановке особый колорит. Костюмы артистов тоже достойны отдельного упоминания: и Гарин, и Перхуша появляются в современных шлемах с высокотехнологичными камерами. Их лица транслируются крупным планом на огромные круглые экраны, благодаря чему эмоции персонажей становятся еще ближе и острее для каждого зрителя.

Магия актерской игры и эффектные сценические решения

Филипп Авдеев, исполняющий роль Козьмы, по-настоящему поражает выразительностью своей пластики и мимики. Однако настоящей звездой спектакля становится Аугуст Диль. Его игра особенно впечатляет в сцене психоделических видений, завершающей первый акт. Именно здесь актер потрясающе баланcирует между реальным и мистическим, создавая эффект полного погружения в атмосферу произведения Сорокина. Яркий, запоминающийся финал и мощное музыкальное сопровождение, написанное Маноцковым, делают спектакль настоящим триумфом современной театральной мысли. Благодаря смелым художественным решениям и высокому исполнительскому мастерству постановка Кирилла Серебренникова стала событием, которое непременно останется в памяти каждого зрителя, подарив ему вдохновение и прекрасное послевкусие от соприкосновения с искусством нового уровня.

Источник: www.kommersant.ru

Поделиться:

Разное