
В России обсуждается возможное сокращение некоторых мер поддержки для угольной отрасли, переживающей непростые времена. Министерство транспорта, опираясь на письмо заместителя руководителя ведомства Алексея Шило, направило в Министерство энергетики предложение скорректировать объем запланированных льгот для компаний этой сферы.
Ранее, по инициативе президента Владимира Путина, РЖД было рекомендовано ввести скидки на транспортировку угля в северо-западном и южном направлениях. Согласно решению главы государства, железнодорожные перевозчики должны были предоставить 12,8% скидку на экспортный вывоз топлива в определенные регионы, а также вернуть понижающие коэффициенты с 1 мая по 31 декабря текущего года. Предполагалось, что РЖД получит компенсирующие выплаты из федерального бюджета, что должно было дать дополнительный импульс развитию отрасли.
Причины изменений в мерах поддержки угольной отрасли
Алексей Шило в своем обращении отметил, что предоставление дополнительных скидок может быть менее эффективным на фоне высокого спроса на перевозку. Объемы заявок на транспортировку угля в выбранных направлениях значительно превышают те показатели, которые изначально были предусмотрены в бюджете РЖД. По мнению представителя Минтранса России, дополнительные льготы не требуются, ведь на практике спрос компаний на отправку продукции очень велик.
Однако представители угольной индустрии считают иначе. Эксперты рынка подчеркивают: большое количество заявок вовсе не гарантирует реального роста перевозок. Многие транспортные заявки остаются неисполненными, что подтверждается данными самой РЖД. Более половины поданных запросов на отправление угля не реализуются на практике – фактическая отгрузка остаётся на прежнем уровне.
Собеседники в отрасли поясняют, что компании декларируют к отправке больше объемов, чем реально могут погрузить. Это необходимо, чтобы обезопасить свои поставки и снизить собственные риски на фоне непредсказуемой логистической ситуации. Угольщикам приходится адаптироваться к сложившимся условиям, однако основной объем рисков по-прежнему связан с ограничениями по железнодорожным мощностям.
Текущая ситуация и перспективы для угольной промышленности
Даже несмотря на введённые и предлагаемые льготы, задача по обеспечению прибыльного экспорта по-прежнему остается актуальной. По информации участников рынка, экспорт угля через южные порты нередко позволяет лишь избежать убытков, а не получить ожидаемую прибыль. В то же время, повышение тарифов на перевозку уже превзошло уровень запланированных скидок, из-за чего экономический эффект от изменений минимизируется.
Реальные сложности отрасли подтверждаются и статистикой: в марте стало известно, что 27 крупнейших компаний оказались в предбанкротном состоянии, а ещё 62 организации испытывают острые финансовые трудности. Вместе они обеспечивают порядка трети от общей добычи угля в России. К апрелю положение для многих предприятий стало еще напряжённей.
Тем не менее, Министерство транспорта и Министерство энергетики России продолжают диалог и совместную работу по вопросам сбалансированной поддержки. Важно отметить, что государство сохранило фокус на поиске решений, способных одновременно поддерживать правах интересы угледобывающих предприятий и обеспечивать устойчивое развитие РЖД – опорной компании российской транспортной системы.
Новые инициативы и пути развития отрасли
Обсуждаемые предложения не означают полного отказа от государственно-частного партнерства. Власти стремятся найти оптимальный баланс между экономическими возможностями бюджета, интересами отрасли и обеспечением стабильной работы железнодорожной инфраструктуры. Для угольщиков важно сохранить выход на международные рынки, а для РЖД – поддерживать устойчивый поток грузов без финансовых потерь.
Позитивно оценивать ситуацию позволяет тот факт, что обсуждение продолжается в конструктивном ключе и с учетом интересов всех участников. Поддержка отечественного бизнеса и развитие логистических возможностей остаются важными направлениями работы правительства. Можно ожидать, что совместные усилия Минтранса, Минэнерго и РЖД приведут к созданию эффективных инструментов для дальнейшего развития рынка, сохранения рабочих мест и поступательного устойчивого роста отрасли, несмотря на мировые сложности и вызовы.
Источник: lenta.ru






