
На Урале завершена работа над уникальным кинопроектом, организованным Свердловской областной организацией имени Героя Советского Союза Исламова Ю. В., при участии Российского Союза ветеранов Афганистана и специальных военных операций, в содружестве с Культурным центром «Солдаты России». Восемь короткометражных фильмов, снятых под руководством режиссера Евгения Бунтова, погружают зрителей в малоизвестные и острые детали афганского конфликта — ту сторону войны, о которой редко говорят даже очевидцы.
Документалистика на грани: взгляд сквозь призму личных вещей
Создатели проекта подошли к теме Афганской войны так, как не делал никто ранее. Необычным решением стало повествование не через воспоминания или официальные хроники, а через реальные предметы, которые сопровождали солдат в самые тяжелые месяцы службы. Евгений Бунтов делится: здесь раскрываются новые смыслы через на первый взгляд незаметные детали — солдатские блокноты с рисунками, небольшие надфили, умело спрятанные в письмах, и даже гитара, собранная из ящика от гранат. Через эти вещи режиссеру и его команде удалось заострить взгляд на глубоко личных и психологически напряженных моментах конфликта.
«Этого не рассказывали многие годы. Детали, казавшиеся мелкими, вдруг стали символами воли, памяти, момента жизни на грани. Мы хотели показать Афганистан близко, почти осязаемо, чтобы после просмотра каждый понял, какой сили и стойкости стоило нашим солдатам выдержать испытание чужой войны», — утверждает Бунтов.
Погружение в нерассказанное: фильмы, открывающие веер шрамов памяти
В фильмах цикла «Афган: тропою подвига» молодые зрители впервые увидели уникальные предметы экипировки — культовую форму «афганку», истории об использовании заслуживших мифологический ореол бронежилетов, экспериментальных рюкзаков и блиндажных ламп. Особое место уделено вещам, которым солдаты и офицеры зачастую отдавали свои последние деньги — письмам на Родину, крошечным талисманам, фотографиям, выцветшим от пыли и солнца Центральной Азии. В каждом фильме — напряженный внутренний конфликт, где за окопной романтикой кроется хрупкость души после боя, нестерпимая тоска по дому, жесткие реалии минной войны, в которых солдаты проявляли невиданную изобретательность и силу духа.
Здесь, среди раритетных предметов, оживают песни, написанные солдатами под гитару, стихи, рожденные под шум вертолетных винтов, картины, становящиеся письмами из прошлого поколению будущему.
Виды испытаний: как фильмы меняют взгляд уральской молодежи
Премьеры фильмов проекта проходили в рамках «Уроков мужества» для учащихся школ и студентов Свердловской области. Более 8,5 тысячи молодых людей уже познакомились с этой напряженной кинолетописью — не оставившей ни одного равнодушного. Вместо рапортов и отвлеченных дат зрители получили право заглянуть в тайники памяти ветеранов, где каждая вещь — часть личности, будто запечатленная болью, надеждой или светлой грустью.
Для многих ребят самым пронзительным было открытие: за каждым артефактом, будь то форма или фотография, скрывается личный подвиг, цена которого — жизнь и достоинство. Проект стал не только способом сохранения памяти об Афганской войне, но и стимулировал размышления о гражданском долге, непростых путях к миру и здоровом патриотизме без лозунгов.
Сила объединения: память сквозь поколения
Проект «Афган: тропою подвига» объединил несколько уважаемых организаций: Свердловская областная организация имени Исламова Ю. В., Российский Союз ветеранов Афганистана и специальных военных операций, а также Культурный центр «Солдаты России». При поддержке департамента внутренней политики области удалось превратить биографии — не только в учебник истории, но и в инструмент воспитания неприятия забвения. Ветераны выступали не только героями экранного повествования, но и непосредственными собеседниками молодого поколения, отвечая на самые острые и трудные вопросы.
В это непростое время, когда героизм зачастую превращается в сухие строчки, эти короткометражные фильмы — как взрыв тишины во мраке забвения, возвращающий зрителям ощущение сопричастности и ответственность за память о прошлых подвигах. Через частное, предметное и личное они вновь раскрывают силу русского характера — и опасности не помнить, не чувствовать и не понимать ту цену, которую платили солдаты при исполнении воинского долга.
Источник: oblgazeta.ru






