Сто лет назад стартовала уникальная авиаперегонка — Москва—Монголия—Китай

10 июня ровно век назад состоялось грандиозное событие — старт воздушной экспедиции из Москвы в Монголию и Китай. Инициаторами и организаторами исторического перелета стало Общество Добролет совместно с Обществом друзей воздушного флота СССР. Этот амбициозный проект собрал лучших советских летчиков и инженеров, а поддержка широкой общественности превратила экспедицию в масштабное государственное дело, наполненное энтузиазмом и верой в успех советской авиации.
В составе экипажей — шесть модернизированных самолетов, каждый из которых был на вооружении молодой гражданской авиации Советского Союза. Особое внимание уделили безопасности: лайнеры оснастили современными (по меркам времени) ракетными средствами сигнализации, позволяющими подать сигнал бедствия в воздухе или на земле при возможных вынужденных посадках.
Основной целью экспедиции было не только освоение и исследование перспективного воздушного маршрута на Дальний Восток, но и дальнейшее развитие добрососедских отношений с монгольскими и китайскими товарищами. Этот перелет закладывал основу для будущих транспортных связей, укрепляя дружбу и сотрудничество между странами. Кроме того, экспедиция стала прекрасной возможностью продемонстрировать возрождающуюся мощь советской авиации, ее готовность к масштабным и сложнейшим задачам.
Маршрут, полный вызовов: тысячи километров дружбы и мужества
Воздушная трасса экспедиции охватила огромные расстояния — около 7000 километров. Новый путь пролегал через крупные города России и Сибири: Нижний Новгород, Казань, Сарапул, Красноуфимск, Петропавловск, Омск, Каинск, Новониколаевск, Марьинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Зима, Иркутск, Верхнеудинск — каждый пункт становился важной вехой в подготовке к прорыву советской авиации.
После пересечения государственной границы в Верхнеудинске, маршрут вёл в Ургу — столицу Монголии, а затем — вглубь Китая через бескрайнюю и суровую пустыню Гоби. Самыми напряжёнными отрезками пути были перелеты через сложнейшие природные препятствия — бескрайние просторы Гайны, загадочные ландшафты Гоби, ледяные воды Байкала, беспощадные вершины Забайкальского хребта. Каждый из этих этапов таил свои испытания, требовал максимум собранности, мастерства и отваги от советских летчиков, среди которых были такие ассы, как Волковойнов, Громов, Екатов, Найденов, Поляков и Томашевский.
Для бесперебойного продвижения экспедиции заранее были развернуты специальные технические базы на всем маршруте. Данные пункты обеспечивали авиамашины горючим, смазочными материалами и технической поддержкой, чтобы участники перелета могли преодолеть любые трудности на своем славном пути.
Торжество авиации: митинги, телеграммы и карта прогресса от Авиохима
Каждый новый город на маршруте встречи участников перелета сопровождался настоящим праздником. Авиохим, одна из ведущих авиационных организаций, устраивала митинги и торжественные собрания, где граждане вместе с представителями прессы приветствовали героев-авиаторов. Подобные массовые мероприятия служили настоящим символом единства народов, общей веры в технический прогресс и большие достижения грядущего.
В Москве в поддержку экспедиции появились уникальные карты-щиты, где ежедневно отмечался прогресс перелета. Авиохим собирал и обрабатывал все поступающие телеграммы о продвижении самолетов, и каждый житель столицы мог наглядно следить за триумфальным шествием отряда через всю Евразию.
Гордость за команду была всеобщей: во главе экспедиции стоял неутомимый и опытный руководитель — товарищ Шмидт. Штурвалы советских самолетов держали прославленные пилоты — Волковойнов, Громов, Екатов, Найденов, Поляков и Томашевский, каждый из которых навсегда вписал свое имя в историю отечественной авиации. О захватывающем перелете Москва—Монголия—Китай писали все крупные издания страны, вдохновляя граждан на веру в возможности коллектива и великое будущее советского воздушного флота.
Полет, совершённый 100 лет назад, стал не только выдающимся событием для советской авиации — он превратился в подлинный пример коллективного энтузиазма, смелости и уверенного движения вперёд. Завоевание неба объединило людей верой в прогресс и стало символом дружбы между государствами. Этот перелет навсегда остался яркой страницей нашей истории — страницей, которую писали Шмидт, Волковойнов, Громов и их отважные товарищи.
Источник: www.kommersant.ru






