Министерство транспорта совершенствует нормативную базу для автономных транспортных средств

Министерство транспорта России разработало важный проект постановления правительства, который станет ключевым шагом к массовому внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на российских дорогах. Новый документ детализирует классификацию автономного транспорта, что необходимо для запуска процедуры сертификации беспилотных автомобилей. Ожидается, что в марте 2025 года будет представлен первый федеральный закон о ВАТС.
Министерство подготовило изменения в действующую концепцию безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств. Базовый документ, принятый в 2020 году, установил основную терминологию и классификацию беспилотников в соответствии с международным стандартом SAE. Система включает пять уровней автономности, не считая нулевого уровня, где отсутствуют системы помощи водителю. К первому уровню относятся современные автомобили с базовыми ассистентами, такими как парковочный помощник или адаптивный круиз-контроль, а высший, пятый уровень представляет полностью автономные транспортные средства.
Новая редакция документа вносит важные уточнения в существующую классификацию. В частности, для транспортных средств второго уровня теперь четко указывается, что управление «осуществляется» водителем. Для беспилотников четвертого уровня подчеркивается их способность самостоятельно справляться со всеми дорожными задачами в рамках штатной эксплуатации.
Актуализация концепции связана с активным развитием отрасли беспилотных автомобилей в рамках экспериментально-правовых режимов (ЭПР). Эти специальные условия позволяют компаниям-разработчикам проводить испытания с определенными отклонениями от стандартных правил дорожного движения. Например, инженеры-испытатели могут не использовать органы управления во время движения, полностью доверяя автоматике. Такие испытания успешно проводят ведущие российские компании. Беспилотные грузовики уже осуществляют коммерческие перевозки по трассе М-11, а в перспективе планируется расширение маршрутов на ЦКАД.
На сегодняшний день в рамках ЭПР на российских дорогах эксплуатируется более 50 высокоавтоматизированных транспортных средств. Этот практический опыт, combined с изучением международных практик, позволяет существенно улучшить нормативную базу. Обновленная концепция закладывает фундамент для создания системы сертификации ВАТС.
Параллельно ведется работа над законопроектом «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», который позволит проводить испытания без присутствия водителя за рулем. Особенно важно, что документ впервые детально определяет механизм ответственности при ДТП с участием беспилотных автомобилей. Базовую ответственность будет нести владелец транспортного средства, но при определенных обстоятельствах она может быть перенесена на производителя, диспетчера или дилера.
Перспективы развития беспилотного транспорта
Министерство транспорта планирует представить обновленную версию законопроекта в марте 2025 года. Документ разрабатывается в тесном сотрудничестве с крупными игроками рынка, имеющими значительный опыт в сфере высокоавтоматизированных перевозок. Важно отметить, что практический опыт эксплуатации ВАТС является ключевым фактором при разработке законодательства. Участники рынка рекомендовали не торопиться с окончательной версией законопроекта, пока все участники ЭПР не накопят достаточный опыт работы с автономным транспортом в существующем правовом поле.
Международная классификация беспилотных автомобилей
Контекст
Система классификации автоматизированных транспортных средств, разработанная SAE в 2014 году, основывается на степени участия водителя в управлении и включает шесть уровней:
Уровень 0 характеризуется полным отсутствием автоматизации, где водитель осуществляет непосредственное управление всеми системами автомобиля.
Уровень 1 («hands on») включает базовые системы помощи водителю, такие как управление мощностью двигателя, тормозной системой и автоматическую парковку.
Уровень 2 («hands off») предполагает частичную автоматизацию с возможностью автономного управления скоростью и направлением движения, но требует постоянного контроля водителя. Такими системами оснащены современные модели BMW, Ford, Tesla.
Уровень 3 («eyes off») обеспечивает условную автоматизацию с самостоятельной реакцией на экстренные ситуации. Первопроходцем в этой категории стала Honda в 2021 году, за ней последовал Mercedes-Benz в 2023 году.
Уровень 4 («mind off») представляет высокую степень автоматизации, не требующую постоянного внимания водителя. Pionером в этой области стала компания Waymo, запустившая беспилотное такси в 2020 году.
Уровень 5 («steering wheel optional») подразумевает полную автономность без какого-либо участия человека. На начало 2025 года таких систем еще не существует в серийном производстве.
Источник: www.kommersant.ru






