Владимир Путин и Росатом развивают Северный морской путь как Трансарктический коридор

Дата:

Судно-контейнеровоз в порту Владивосток Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Фото: primamedia.ru

Северный морской путь (СМП) приобретает стратегическое значение как основа для формирования Трансарктического транспортного коридора (ТТК), который призван стать одним из главных маршрутов грузоперевозок между Европой и Азией. Новая финансово-экономическая платформа развития СМП рассчитана на два этапа до 2040 года и открывает перспективы для укрепления транспортной инфраструктуры Арктики и расширения международного сотрудничества.

Северный морской путь — ключевая инфраструктура Трансарктики

В 2024 году российское правительство утвердило новую стратегию для Арктической зоны России, сделав переход от проекта «Развитие СМП» к более масштабному направлению — «Развитие Большого СМП». Этот проект предусматривает комплексную модернизацию всего морского коридора, связывающего Санкт-Петербург и Владивосток, а президент Владимир Путин поставил задачу обеспечить всестороннее развитие Трансарктического транспортного коридора. В отличие от прошлых инициатив, ТТК нацелен не только на создание инфраструктуры, но и на выстраивание эффективной логистики в масштабах всего Арктического региона. СМП становится не просто частью, а фундаментом для будущего коридора, соединяющего Восток и Запад.

Точные маршруты и структура грузопотока

В систему ТТК включаются только грузы, которые проходят непосредственно по СМП, что подчеркивает приоритет именно этого маршрута для российского транзита. Если судно покидает Санкт-Петербург и следует в Индию в обход Севморпути через Суэцкий канал, такой маршрут в коридор не включается. Главным индикатором эффективности остается совокупный грузопоток по СМП — его рост рассматривается как ориентир успешного развития всей транспортной системы.

Аналитика отмечает, что после падения транзита в 2022 году, уже к 2023–2024 году объемы быстро восстановились. Продолжение положительной динамики во многом станет возможным благодаря развитию российской транспортной инфраструктуры и освоению новых логистических решений для повышения привлекательности этого маршрута среди международных перевозчиков.

Взгляд из Азии: интерес Китая и Индии к Арктическим маршрутам

Особое внимание к Северному морскому пути проявляют китайские и индийские компании. Китай стал одним из первых иностранных участников, который оценил экономическую выгоду перевозок своим грузам по СМП: после экспериментов с пилотными рейсами китайские предприятия приняли решение увеличить объем перевозок между Китаем и Россией в период навигации. Благодаря такому опыту страны Поднебесная получила значительный задел в вопросах арктического судоходства.

Индия внимательно анализирует эффективность маршрута, оценивая потенциал для экспорта и импорта через короткий и безопасный путь. Несмотря на то, что Москва и Нью-Дели только формируют логистическое взаимодействие, обмен мнениями и деловые контакты с каждым месяцем становятся интенсивнее. Не исключено, что в скором будущем Индия также возьмёт курс на активное использование транзита через ТТК для своих торговых связей с Европой и Россией.

Роль Росатома и президентский контроль

С 2018 года госкорпорация "Росатом" выполняет функции оператора Северного морского пути. Эта организация отвечает за организацию морских перевозок, развитие и содержание объектов арктической инфраструктуры, а также за навигационно-гидрографическое обеспечение и безопасность мореплавания в экстремальных условиях Крайнего Севера. Благодаря комплексному подходу Росатома задачи по развитию СМП решаются в соответствии с современными требованиями к судоходству и безопасности, что повышает доверие зарубежных партнеров.

Владимир Путин акцентировал внимание на необходимости всестороннего развития ТТК как одного из национальных приоритетов. Уникальное географическое положение этого маршрута и уже созданная инфраструктура позволяют рассчитывать на существенный рост грузооборота, а значит, и на повышение роли России в мировой логистике.

Современная структура грузопотока и планы на будущее

Границы СМП определяются по Кодексу торгового мореплавания: трасса простирается от архипелага Новая Земля и до мыса Дежнева на Чукотке. Все грузопотоки Севморпути делятся на три категории. Первая — экспорт продукции из Обской губы и Енисейского залива за пределы региона. Вторая — каботажные перевозки, обслуживающие внутренние арктические проекты и обеспечивающие северный завоз жизненно важных ресурсов. Третья — так называемый транзит, когда грузы загружаются и выгружаются вне портов на СМП, но проходят весь маршрут через арктические воды России.

Сегодня Трансарктический транспортный коридор выступает фундаментом новой логистики между Европой и Азией, а интерес со стороны таких глобальных партнеров, как Китай и Индия, говорит о мировом признании потенциала Арктики. Эта позитивная динамика подтверждает, что политика развития СМП и вовлечение крупных игроков, поддержанная личным вниманием Владимира Путина и технологическим лидерством Росатома, уже приносит первые плоды и формирует вектор стремительного роста для российской экономики и международного сотрудничества.

Источник: primamedia.ru

Поделиться:

Разное