Центр ценовых индексов фиксирует рост экспорта Urals через Козьмино и Усть-Лугу

Дата:

Российский нефтяной экспорт устремился вверх благодаря выгодной конъюнктуре

Центр ценовых индексов фиксирует рост экспорта Urals через Козьмино и Усть-Лугу-0
Фото: kommersant.ru

На фоне снижения мировых цен на нефть и удешевления логистики российский экспорт сырья в апреле продемонстрировал весьма позитивную динамику. По расчетам Центра ценовых индексов (ЦЦИ), ежедневные отгрузки через отечественные порты достигли 448 тыс. тонн, что соответствует результатам декабря — то есть, периода до начала действия новых жестких ограничений со стороны США в отношении российского нефтяного сектора. Опрошенные эксперты отмечают: росту способствует высокий спрос на энергоресурсы в азиатских странах, падение стоимости фрахта и стабильность логистических цепочек. В результате, текущие объемы поставок имеют хорошие перспективы сохраниться и в мае, а возможно и увеличиться.

Азиатские направления и падение фрахтовых ставок усилили экспортный потенциал

Согласно данным ЦЦИ, в апреле российские порты значительно нарастили перевалку. Наиболее ярким примером стало Козьмино, где месячный рост составил почти 18% — отгрузки здесь превысили 139 тыс. тонн нефти в сутки. Усть-Луга добавила почти 9%, доведя суточный объем до 73 тыс. тонн, а Приморск показал рост на 4,8% и вышел на уровень 110 тыс. тонн в сутки. Небольшое снижение наблюдалось только в Новороссийске, где показатель уменьшился к 57 тыс. тонн. Уже в первую неделю мая, как отчитывается ЦЦИ, национальные порты увеличили загрузку еще на 6,4% — до 523 тыс. тонн в сутки, что подтверждает оживление внешней торговли на фоне конкурентных преимуществ российского сырья.

Ведущий аналитик ЦЦИ Алексей Политов подчеркивает, что ориентация на быстрорастущие рынки Индии, Китая и Турции принесла заметные плоды. Там, где существуют потребности в стабильных и выгодных поставках, российская нефть пользуется устойчивым спросом. По расчетам центра, средняя стоимость сорта Urals в апреле была на отметке $55,8 за баррель, а в начале мая она опускалась до $51 — что делает эту нефть еще более привлекательной для крупных импортеров.

Комментарий экспертов БКС и Центра ценовых индексов: уверенный взгляд в будущее

Эксперт БКС Людмила Рокотянская считает, что восстановление экспорта объясняется сразу несколькими факторами. Главный из них — заметное снижение мировых цен на нефть, сопровождающееся ускоренным ростом добычи странами ОПЕК+. Если картель продолжит дальнейшее восстановление, это может создать новые возможности для российских экспортеров. Кроме того, отмечается поступательное восстановление поставок сырья в Китай после временных сбоев, возникших на фоне январских санкций.

Алексей Политов из ЦЦИ подтверждает: трейдеры и аналитики ждут сохранения апрельских экспортных объемов или их небольшого дальнейшего роста в мае. Он акцентирует — сочетание гибкой ценовой политики и эффективной логистики укрепляет позиции России на глобальном нефтяном рынке.

Плюсы ценового потолка: дополнительный флот и удешевление перевозок

С опусканием цен российской нефти ниже $60 за баррель, то есть до уровня, установленного странами G7 как ценовой потолок, участники рынка заметили серьезное увеличение количества доступных танкеров. Усиленная конкуренция между судоходными компаниями позволила снизить фрахтовые ставки, которые еще в начале года находились на пиковых значениях. По расчетам ЦЦИ, стоимость доставки нефти маршрутом Козьмино — Китай уменьшилась сразу на 60% и составила $3,3 за баррель. Перевозки из западных портов — Приморска и Усть-Луги — стали дешевле на 10–20% и сейчас обходятся участникам рынка в $1,5–2,5 за баррель, что ощутимо повышает конкурентоспособность российских поставок на мировых энергетических рынках.

Странами G7 продолжают активно использоваться танкеры для транспортировки нефти Urals. В апреле их доля достигла 1,27 млн баррелей в сутки — на 54% больше по сравнению с мартом и рекорд с начала года. В структуре морских перевозок за апрель суда, связанные с компаниями из G7, переместили 26,9 млн баррелей, а танкеры других стран — еще 23,5 млн баррелей.

Мнения экспертов Финансового университета при правительстве РФ

По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, ожидать стремительного повышения нефтяных цен в данный момент не приходится. Сохраняющееся геополитическое напряжение, усиление торговых противостояний и запланированное увеличение добычи ОПЕК+ в июне (увеличение на 411 тыс. баррелей в сутки, что втрое превышает первоначальные планы картеля) в ближайшей перспективе будут удерживать стоимость сырья на вполне комфортных для покупателей уровнях. Это формирует благоприятную среду для российского нефтяного экспорта и создает основу для расширения присутствия на внешних рынках.

Рынок устойчив и достаточно гибок, чтобы оперативно реагировать на внешние вызовы, в том числе на колебания спроса и предложения или возможные корректировки санкционных параметров. Благодаря этому значительная доля российского нефтяного сырья по-прежнему поступает на международные рынки, поддерживая интерес зарубежных покупателей и устойчивые поступления от нефтеэкспорта.

Вызовы и перспективы: баланс интересов и риски для танкерного флота

Время от времени появляются разговоры о возможности расширения пакета европейских санкций. Так, обсуждается включение в новый, уже 17-й пакет санкций Евросоюза до 150 танкеров, подозреваемых в обходе ценового потолка. Людмила Рокотянская, эксперт БКС, полагает, что основной риск связан именно с вероятным присоединением к этим ограничениям американских структур, что может усложнить ситуацию для судовладельцев.

Игорь Юшков, в свою очередь, выражает уверенность: маловероятно, что Евросоюз станет вводить новые ограничения для танкеров сверх тех, что уже анонсированы в США. По его мнению, ЕС скорее последует американским спискам. Уже подсанкционные суда сталкиваются с ограничениями в страховании, сервисе, техническом обслуживании. Поэтому дополнительных мощных препятствий для экспортных потоков не ожидается, если только ЕС не пополнит черный список новыми судами. В таком случае может произойти некоторая перестройка логистических маршрутов, прежде всего для танкеров, отправляющихся в балтийские и отечественные порты — здесь последнее время фиксируются задержки и ужесточения проверок, что свидетельствует об усилении внимания европейских властей к ситуации.

Тем не менее, российский нефтяной рынок демонстрирует высокую устойчивость к санкционным волнам и эффективно использует новые логистические модели и преимущества конкурентного ценообразования. В целом, стабилизация отгрузок через такие крупные хабы, как Козьмино, Приморск, Усть-Луга, подтверждает способность отрасли адаптироваться к меняющимся условиям и поддерживать положительную динамику экспортных поступлений. Эксперты отмечают: нынешняя ценовая и логистическая конъюнктура открывает широкие возможности для дальнейшего увеличения присутствия российских нефтяных компаний на мировых рынках, а финансовые результаты выглядят оптимистично даже на фоне внешнеполитической турбулентности.

В долгосрочной перспективе синергия профессиональных аналитиков из Центра ценовых индексов, крупных игроков рынка, а также исследователей Финансового университета создает прочную интеллектуальную базу для адаптации нефтяного бизнеса. Вне зависимости от перемен на глобальном энергетическом рынке и политических настроений, российский экспорт нефти способен находить точки роста и успешно реализовывать потенциал на благо экономики страны.

Источник: www.kommersant.ru

Поделиться:

Разное