Масариков университет изучил влияние Minecraft и GTA на одиночество подростков

Дата:

Масариков университет изучил влияние Minecraft и GTA на одиночество подростков-0
Фото: naked-science.ru

Современный мир предлагает множество способов для поддержки и развития социальных связей: это и личные встречи, и участие в разнообразных онлайн‑сообществах. Значительную роль в формировании отношений среди молодежи играют видеоигры — этим увлекательным хобби сегодня отдается предпочтение более 1,1 миллиарда человек из всей многомиллиардной армии геймеров.

Согласно теории самоопределения, видеоигровые платформы отлично работают с фундаментальными психологическими нуждами молодых людей: они дарят ощущение самостоятельности через свободу выбора и вариативность игрового процесса; развивают компетентность, позволяя совершенствовать навыки и достигать новых высот; а главное — укрепляют чувство общности посредством совместных миссий и взаимодействий. Всего этого особенно не хватает подросткам, которые делают первые шаги к независимости и строят свою личностную идентичность.

Группа исследователей из Масарикова университета заинтересовалась вопросом: действительно ли онлайн‑игры помогают подросткам компенсировать нехватку общения и преодолевать одиночество? И если да, то для кого именно этот эффект выражен сильнее? Ответы были получены на примере популярных игр, таких как Minecraft, Roblox, Fortnite, Grand Theft Auto, Brawl Stars, The Sims, Subway Surfers, Mafia и Candy Crush.

Влияние видеоигр на психологическое состояние подростков

Коллектив ученых провел крупномасштабное исследование с участием более трех тысяч чешских подростков, примерно поровну разделившихся по половому признаку: 51% — юноши и 49% — девушки. Эксперты изучали изменения настроения и уровня одиночества на протяжении нескольких лет, тщательно отслеживая динамику по пятибалльной шкале. Подростки отмечали в анкетах, в какие именно игры они чаще всего играли — и именно это позволило проанализировать воздействия разных жанров и механик на эмоциональное состояние.

Исследователи выделили две группы игр: с выраженным потенциалом для социальных взаимодействий (например, Minecraft, Fortnite, Roblox, Grand Theft Auto, Brawl Stars) и с меньшей социальной составляющей (The Sims, Subway Surfers, Mafia, Candy Crush, Geometry Dash). Оказалось, что выбор игр напрямую влияет на психологическое здоровье, но эффекты разнятся для мальчиков и девочек.

Почему мальчикам видеоигры помогают чувствовать себя лучше

Результаты показали любопытную особенность: у юношей, активно играющих в социально ориентированные видеоигры, отмечалось снижение чувства одиночества и депрессивных настроений. Такой формат досуга, где можно строить альянсы, общаться в командах, выполнять совместные задания, помогает парням завязывать дружбу, поддерживать старые контакты и преодолевать неловкость в реальной жизни. Игры становятся отличной альтернативой традиционным видам коммуникации, когда подростку тяжело адаптироваться в новом коллективе или справиться со стрессом.

Не менее важно и то, что для мальчиков активное проигрывание игровых сюжетов компенсировало недостаток общения в реальности. Они включались в командную работу, обсуждали стратегии, вырабатывали новые подходы — всё это оказывало позитивное влияние на их самооценку и помогало пережить непростые периоды взросления.

Иной опыт для девушек: что мешает играм стать поддержкой

Интересно, что ситуация у девушек оказалась прямо противоположной. Более частое увлечение играми с социальным уклоном вызывало у них не уменьшение, а усиление депрессивных симптомов и ощущения одиночества. Кроме того, если эмоциональное состояние ухудшалось, девушки тянулись к играм ещё сильнее, но это только закрепляло негативный опыт.

Ученые объясняют такой эффект большей требовательностью девушек к качеству и глубине общения: им особенно важна эмоциональная близость, доверие и одобрение со стороны подруг. В игровых мирах, наполненных соревновательностью, не всегда создаются по-настоящему теплые и поддерживающие отношения. Кроме того, девушки зачастую более избирательны, предпочитают неширокий круг общения и игры, где этика и поддержка выходят на первый план.

Почему методы преодоления одиночества различаются

Результаты исследования Масарикова университета подчеркивают, что стратегии преодоления одиночества у мальчиков и девочек формируются по-разному. Подростки с хронически неудовлетворенными потребностями в близких связях чаще ищут спасения в виртуальных мирах — и находят там временную отдушину, если получают позитивное подкрепление.

В то же время, если игра не компенсирует настоящее общение или не помогает построить прочные дружеские отношения, одиночество только усугубляется. Особенно заметно это для девушек: там, где нет поддержки и взаимопонимания, нахождение в онлайн‑среде может усиливать тревожность, тогда как для парней геймерское сообщество заменяет реальный круг общения и даже становится источником укрепления самооценки.

Роль жанра и платформы: как выбрать подходящую игру

Не все игры одинаково хорошо решают задачи социального взаимодействия. Minecraft, Roblox, Fortnite и Grand Theft Auto предлагают игрокам широкий спектр общения: от создания целых миров вместе до построения альянсов и проведения командных баталий. Brawl Stars активизирует командное взаимодействие и соревновательную составляющую, являясь популярным выбором для подростков-мальчиков.

В то же время игры, такие как The Sims, Subway Surfers, Mafia, Candy Crush и Geometry Dash, фокусируются больше на индивидуальных достижениях, а в случае Subway Surfers и Candy Crush — на развлечении и расслаблении. Эти игры, согласно исследованию, реже используются для построения дружбы и личностных контактов, поэтому и не оказывают столь выраженного влияния на одиночество в подростковой среде.

Оптимистичный взгляд в будущее: как игры помогают расти

Опыт исследования подчеркивает: роль видеоигр в жизни молодежи сложна и многогранна. Для многих подростков они становятся точкой опоры, помогают налаживать связи и вдохновляют на развитие новых навыков. Любимые платформы вроде Minecraft или Roblox, а также захватывающие приключения в GTA и командная поддержка в Brawl Stars открывают широкие возможности для творческого взаимодействия.

Главное — помнить о балансе между реальным и виртуальным общением, выбирать игры, которые поддерживают индивидуальные потребности и интересы, и быть внимательнее к чувствам и переживаниям друг друга. Тогда шахматные баталии в Minecraft или путешествия сквозь мегаполис GTA принесут только позитивные эмоции, позволят развиваться и радоваться жизни вместе с новыми друзьями!

Источник: naked-science.ru

Поделиться:

Разное