Вадим Бадеха и ОАК рассматривают судьбу парка России среди Airbus и Boeing

Дата:

Вадим Бадеха (Андрей Любимов / РБК)
Вадим Бадеха Фото: Андрей Любимов / РБК

В российской авиационной отрасли нарастает ощущение, что мы на пороге глубинных перемен. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха резко высказался о необходимости вводить драконовские меры по формированию парка самолетов отечественных авиакомпаний: пропорции между российской и иностранной техникой, по его мнению, должны быть закреплены на законодательном уровне. Эта инициатива, которую также яростно поддержал гендиректор Аэрофлота Сергей Александровский, уже не выглядит фантастикой — ее разрабатывают накануне судьбоносных решений.

Новая игра на выживание: кто будет в небе России?

Идея Александровского, поддержанная Вадимом Бадехой, не просто декларация. Это попытка обезопасить рынок, уязвленный сразу после введения персональных санкций против российских операторов гражданской авиации в 2022 году. Тогда в один миг власти сильнейших экономик мира показали: судьба привычных Boeing и Airbus — вопрос политических отношений. Под угрозой оказалось само существование регулярных авиаперевозок. С этого момента в воздухе России встает ребром вопрос — чьи самолеты возить пассажиров, когда иностранная техника становится заложником внешних обстоятельств?

Вадим Бадеха подчеркивает: государство уже вложило колоссальные средства в развитие национального авиапрома, значит, Россия просто обязана вернуть эти инвестиции, а не откупаться ежегодно от западных производителей, держа авиаперевозки на игле импортных поставок. Ввести жесткие требования к структуре авиационных парков — не просто экономический расчет, а долгосрочная стратегия выживания самостоятельного государства.

Экономическая драма: как не наступить на старые грабли

Вадим Бадеха признает, что прошлое России полно горьких уроков: “Рынок наполнили дешевыми, изношенными иномарками, и вместо модернизации промышленности мы разрушили целую отрасль”. Теперь велика опасность повторить сценарий, когда дешевые лизинговые предложения на 20-летние Airbus или Boeing опять увлекут компании легкой прибылью и сведут на нет усилия по созданию конкурентоспособных отечественных лайнеров.

Решающим аргументом Бадехи становится именно “стратегическая ценность” российских самолетов: “Покупая машины Airbus, ты платишь за право пользоваться ими 10-18 лет, а потом они покидают флот и продолжают летать в эконом-сегменте султанатов или латиноамериканских лоукостеров. В результате у нас остается только дыра в бюджете. А если самолет произведен в России, он навсегда остается собственностью государства, и его ценность не исчезает со временем”.

SJ-100 против гигантов: время необычных рекордов

Суперджет-100 (SJ-100) — ключевой пример, которым оперируют апологеты “нового курса”. Этот самолет сегодня демонстрирует не просто надежную эксплуатацию, но и явный потенциал для выхода на уровень мировых лидеров. “Налет нашего парка SJ-100 порой превосходит аналогичные показатели у Airbus и Boeing”, — уверяет Вадим Бадеха.

Эксплуатанты высказывают высокую степень удовлетворенности наследником советской школы авиации: высокий налет, простота обслуживания, наличие запчастей и понятные перспективы технической поддержки стоят в одном ряду с требованиями современного рынка.

Баланс как оружие: возможно ли компромиссное решение?

Однако Бадеха откровенно заявляет: “Не будет никаких чудес, никто по мановению волшебной палочки не заберет половину парка у западных производителей и не отдаст все отечественным”. Россияне хорошо помнят, как в 1990-х легкомысленное увлечение западной техникой едва не стоило авиации жизни. Осознав эти риски, сегодня задача — не демпинг, а честная, достойная конкуренция, где российский лайнер будет не только символом независимости, но и реальным экономическим выбором для компаний.

Квотирование парка, по мысли Вадима Бадехи, должно коснуться всех авиаперевозчиков без исключения и всей линейки воздушных судов — от региональных до дальнемагистральных. При этом детали — сколько и какие именно машины российские компании должны покупать, еще подлежат обсуждению. Главное — создать такие условия, которые в долгосрочной перспективе будут мотивировать и строителей, и эксплуатантов выбирать национальную технику.

Борьба за небо и технологический суверенитет

Сегодняшний спор о судьбе российского авиастроения перерастает в борьбу за настоящий технологический суверенитет. Ни Вадим Бадеха, ни Сергей Александровский не питают иллюзий — впереди десятилетие напряженной работы над тем, чтобы отечественные самолеты SJ-100 и их грядущие преемники заняли достойное место на рынке. Грядущие меры по ограничению доли зарубежных Airbus и Boeing — не сиюминутная мера, а часть тяжелой, но необходимой трансформации.

Винить в сегодняшних проблемах только конкурентов уже недостаточно. Сейчас на повестке — исторический выбор: или идти путем медленного вымирания технологических компетенций, или сделать все возможное, чтобы отечественный самолет вновь стал гордостью страны. От этого баланса зависят не только рабочие места и миллиарды вложенных рублей, но суверенная возможность России самостоятельно распоряжаться воздушным пространством и своей судьбой.

Источник: rbc.ru

Поделиться:

Разное