1966 год стал триумфальным для Иннокентия Смоктуновского — журнал «Советский экран» признал его лучшим актером года. Этому во многом способствовал выход блистательной комедии «Берегись автомобиля!», где артист создал незабываемый образ Юрия Деточкина.
Удивительная история страхового агента, который угонял автомобили у нечестных граждан и отправлял вырученные средства в детские дома, родилась из городской легенды. Авторы сценария Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов вдохновились рассказами о таинственном Robin Hood-е советской эпохи. Несмотря на тщательные поиски в архивах судов и милиции, найти реального прототипа героя так и не удалось.
Путь фильма к зрителю оказался непростым — в Госкино сценарий встретили в штыки. Первоначально на главную роль планировался Юрий Никулин, который даже успел получить водительские права специально для съемок. Однако из-за гастролей актер выбыл из проекта. После долгих поисков и множества проб режиссер остановил свой выбор на Смоктуновском.
Чтобы обойти цензурные препоны, создатели пошли на хитрость — сначала опубликовали историю как повесть в журнале «Молодая гвардия». Успех у читателей в 1964 году открыл дорогу экранизации на «Мосфильме».
Настоящий детективный сюжет развернулся вокруг согласия Смоктуновского на роль. Актер то давал добро, то отказывался. Рязанов проявил настойчивость — отправился на дачу к артисту в Ленинградской области в самую непогоду. Такое внимание тронуло Иннокентия Михайловича, и он согласился. Режиссер, помня о предыдущих «разворотах», взял со Смоктуновского письменное обязательство. Эта расписка сохранилась до наших дней как уникальный артефакт кинематографа.
Съемки фильма подарили зрителям множество захватывающих автомобильных трюков. Их виртуозно исполнял каскадер Александр Микулин, который умудрялся выполнять сложнейшие маневры, не оставив ни единой царапины на «Волге». Эльдар Рязанов часто лично проверял безопасность трюков, садясь в машину вместе с каскадером.
Особого восхищения заслуживает профессионализм Ольги Аросевой. Актриса специально получила права водителя троллейбуса и самостоятельно управляла многотонной машиной в городском потоке во время съемок. Это придало сценам особую достоверность.
Знаменитая фраза «Здравствуй, Люба, я вернулся» имеет забавную закулисную историю. На съемках этого эпизода Смоктуновский никак не мог войти в образ, пока перед ним сидела «физиономия» режиссера, подменявшего Аросеву за рулем. Этот момент прекрасно иллюстрирует творческую атмосферу на площадке, где каждая сцена оттачивалась до совершенства.
История создания «Берегись автомобиля» демонстрирует, как творческая смелость, профессионализм и вера в успех помогли создать одну из лучших советских комедий, которая вот уже более полувека радует зрителей своим искрометным юмором и глубоким человеческим содержанием.
Источник: dni.ru